«Не является поражением в правах»
Выдать госномера моноколесам, изъять кровь у пленных украинцев, запретить кукол «Барби», превратить «Ельцин-центр» в центр Жириновского — ценные инициативы депутатов Госдумы бессчетны. Об их авторах их избиратели мало что знают. Списочным порядком в парламент проходят ноунеймы, да и тех, за кого голосуют персонально, подчас плохо себе представляют. А они принимают решения, сильно меняющие жизнь в стране. Например, закон об иностранных агентах, в реестре которых уже более 700 человек и организаций. Почти две сотни из них — журналисты и медиа. Закон «Об иноагентах» стал самым эффективным рычагом цензуры в России, вынуждая журналистов уезжать, а СМИ — прекращать деятельность. Унизительное клеймо, произвольность и внесудебность его нанесения, ворох отчетности и пакет дискриминационных ограничений — вот что такое этот закон.
«Из буквального толкования законопроекта следует, что деятельностью, в связи с осуществлением которой лицо может быть включено в Реестр, фактически может быть признана любая деятельность, которая связана с распространением материалов среди неограниченного круга лиц», — это цитата вовсе не из доклада международной правозащитной организации. Это — фрагмент экспертного заключения Совета по правам человека при президенте России на законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Этот документ, принятый в 2022 году, не только объединил рассыпанные по разным документам регуляции касательно «ИА», но и ввел новые меры их истребления. В частности — понятие аффилированных с иноагентом, то есть получающих от него помощь или зависящих лиц, которое превратило статус «агента» в нечто заразное. А еще он исключил необходимость искать и доказывать иностранное финансирование, заменив его абстрактным «влиянием», толкование которого на совести Минюста.
Вот цитата из выступления главы Департамента международного права Минюста Екатерины Куделич 13 ноября 2023 г. с трибуны ООН: «Наделение лица статусом иностранного агента не является поражением в правах, не влечет тотальный запрет на осуществление деятельности».
На самом деле права «ИА» ограничены, ему запрещена
- просветительская деятельность,
- государственная и муниципальная служба,
- членство в избирательной комиссии,
- совещательных и экспертных органов при органах публичной власти,
- проведение экспертизы правовых актов,
- участие в избирательных кампаниях,
- финансирование публичных мероприятий.