Сюжеты · Общество

«Не из вражды и ненависти, а из сострадания»

Судебное следствие по делу Саши Скочиленко завершено

Нина Петлянова, соб. корр. «Новой газеты», Петербург

Александра Скочиленко в суде. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Стороны переходят к прениям, а затем суд вынесет художнице приговор. На заседании 3 ноября представитель прокуратуры оказался не готов ответить, какой срок обвинение запросит Александре. Пообещал сделать это в ходе прений 8 ноября.

Несмотря на то что на предыдущем заседании, 2 ноября, защита заявила важнейшее ходатайство о признании недопустимым доказательством экспертизы, проведенной с нарушениями законодательства РФ и норм и правил русского языка, никакой интриги в том, как решится этот вопрос, не было. Вполне ожидаемо заместитель прокурора Василеостровского района Александр Гладышев, а вслед за ним судья Василеостровского районного суда Оксана Демяшева ни ошибок, ни искажений, ни неточностей в исследовании, заказанном следствием, не заметили.

Более того, Гладышев заявил, что «эксперты обвинения — сотрудницы Центра экспертиз СПбГУ — филолог Анастасия Гришанина и политолог Ольга Сафонова беспристрастны», а «специалисты, привлеченные стороной защиты, косвенно заинтересованы в исходе дела». Подробнее их мотивы гособвинитель пообещал объяснить в прениях. Но Демяшева и без этих объяснений за 10 секунд решила, что ходатайство защиты Скочиленко о недопустимости экспертизы необоснованно, и удовлетворять его отказалась. В итоге на основании заключения, «некоторые искажения» в котором признавала в суде даже Ольга Сафонова, Саше будет вынесен приговор.

Филолог Анастасия Гришанина в суде. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

На заседание 3 ноября адвокаты обвиняемой принесли подборку нотариально заверенных цитат главы государства Владимира Путина за несколько лет с заявлениями «пока я президент России, не будет изменена Конституция», «пока я президент России, не будет повышен пенсионный возраст» и другими подобными.

— Я когда-то работал с Путиным в одном правительстве, — вспомнил адвокат Александры Юрий Новолодский. — Владимир — друг, но истина дороже.

На примере многочисленных неисполненных обещаний российского лидера защитники Скочиленко пытались доказать справедливость утверждения на одном из пацифистских ценников, размещенных художницей в супермаркете «Перекресток»: «Путин врет нам с экранов телевизоров 20 лет. Итог этой лжи…» 

Демяшева не без интереса прослушала цитатник президента, но приобщать его к делу отказалась на том основании, что «все это было давно».

Не приняла к рассмотрению судья и жалобы художницы на несоблюдение диеты в СИЗО и ухудшающееся состояние здоровья, которые Саше удалось отправить петербургскому омбудсмену Светлане Агапитовой. По мнению Демяшевой, эти обращения тоже «не имеют отношения к делу».

Завершилось заседание допросом подсудимой. 3 ноября в суде Скочиленко дала дополнительные показания, в которых подробно рассказала о своих взглядах и мотивах поступка, вменяемого ей в вину.

Александра Скочиленко в суде. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

— Я считаю, что у меня нормальный уровень эмпатии, — начала речь Александра, комментируя вывод психологов о том, что ее «уровень эмпатии повышен». — Человечество прошло большой путь со времен Спарты, где больных, увечных младенцев сбрасывали со скалы, до нынешних, когда люди сохраняют жизни недоношенных детей и помогают неизлечимо больным.

Я глубоко убеждена: жизнь — это великое чудо. Перед вами стоит человек, и каждый раз это уникальный мир. Человеческая жизнь появляется из маленькой клеточки. Огромных усилий стоит ее зародить, выносить, родить, в эту жизнь вкладывать свои силы, чтобы из крошечной клеточки вырос, — девушка указала рукой на пристава, — вот такой вот огромный усатый мужчина, который на три головы выше своей матери. А оборвать эту жизнь так легко… Нужно всего лишь нажать курок, пиф-паф — и всё. 

Я хотела, чтобы боевые действия прекратились, потому что жизнь для меня — высшая ценность. Не из вражды и ненависти, а из сострадания. В христианстве есть заповедь «не убий». И после нее нет запятой и пояснений, что если вам кажется, что по вам готовятся нанести удар, то надо нанести превентивный удар.

Я просто хотела остановить <…>, в этом нет ничего плохого. Каждый человек в этом зале не хочет, чтобы была <…>. Даже вы, секретарь, даже вы, судья, даже вы, государственный обвинитель, — подчеркнула Саша, — вы не хотите, чтобы убитые люди лежали в полях. Я тоже хотела, чтобы все это закончилось…

После заседания некоторые слушатели, обсуждая речь Скочиленко, выходили из зала со слезами на глазах.

Прения в Василеостровском районном суде назначены на 8 ноября. Тогда же Саша выступит с последним словом.

Санкт-Петербург