«Здравствуйте, Зоя! Очень рада была вашему письму. Я читала о споре между А. Солженицыным и В. Шаламовым и очень много об этом размышляла, более того, эти мысли настолько поглотили меня, что, сама того не заметив, я провела опрос среди наших осужденных, к чему вернусь позже. С одной стороны, если очень цинично, то, пожалуй, заимствуя фразу у кого-то из сотрудников, скажу, что «точка зрения зависит от точки сидения».
Успев увидеть в заточении очень многое, понимаешь, что если человек постоянно голоден и загружен изнурительной работой, не имеет ни минуты свободного времени, то, возможно, кажется, что время летит быстрее, но человек не будет задумываться ни о чем, кроме как о первостепенных бытовых нуждах. Солженицыну сиделось легче, чем Шаламову, отсюда и возможность порассуждать о мире, душе, судьбах Родины. Ведь даже пишут они настолько по-разному. Шаламов жестче и, на мой взгляд, более реалистично, без отступлений.
У здешних сидельцев спрашивала и у дневальных, и тех, кто движется ближе к начальству и, соответственно, к работе на «блатных» работах, — всем ближе позиция Солженицына. Тем же, кто измотан работой или к кому система крайне несправедлива, — ближе Шаламов.