Комментарий · Культура

Волатильненько. Но с надеждой на лучшее

На конференции «Медиабизнес» ведущие представители киноотрасли обсудили состояние проката, теневые показы, сборы и цены на билеты

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Еще недавно игроки нашей, оставленной Голливудом киноиндустрии не могли планировать не то чтобы на год или месяц вперед, но даже день. Реальность готовила сюрпризы, мало напоминающие подарки ко дню рождению. Как сказал один их спикеров, «живем волатильненко». Сегодня участники рынка пытаются выстраивать стратегии с учетом турбулентности. Для этого необходимо обнаружить и проанализировать проблемные точки.

Участники конференции обсуждают ситуацию в киноотрасли. Фото: «Ведомости»

Кто взвинчивает цены?

На дискуссионной панели «Наедине с медиаменеджером» генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн говорил о непомерно взвинченных ценах на производство сериалов.

Ему известно примерно 10 сериальных проектов, у которых 

стоимость одной серии варьируется от 80 до 100 млн рублей, то есть миллион долларов. Отбить подобные затраты невозможно — как он уточнил, «хоть 600 лет сериал показывай». Одна из причин столь высокой стоимости — возросшие в разы гонорары.

Существуют платформы, которые, по его словам, зарабатывают примерно 30% из суммы, которую тратят на производство. Если так пойдет, рынок может лопнуть.

Платформам надо договариваться, вместо того чтоб отжимать — перекупать друг у друга ценные кадры.

Одной из взаимовыгодных сделок, о которой впервые объявили на конференции, стал долгожданный сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана», который выйдет 9 ноября. Проект создан кинокомпанией TOOMUCH Production и «НМГ Студией» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») и НТВ. Покажут его в линейках Original видеосервисов Wink.ru и START.

Кадр из сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана». Одной из самых ожидаемых ближайших премьер

К весне Вайнштейн обещает еще один топовый проект — «ГДР» — о схватке за архивы Министерства госбезопасности ГДР (Штази).

Как выживать кинотеатрам

На сессии «Пациент скорее жив: перспективы развития российской киноиндустрии» о кинопоказе рассказал председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков.

По его данным,

за 2022 год мы потеряли порядка 130 кинотеатров. Прежде всего пострадали многозальники больших городов.

Потери в какой-то мере скомпенсировали кинотеатры, открытые по программе Фонда кино. В первую очередь их открывали в небольших населенных пунктах, до этого лишенных кинопоказов. Он назвал и общее количество кинотеатров в стране — 2167 (5100 кинозалов).

Что касается сборов, то по итогам 2023 года Воронков предсказывает: будет достигнута отметка в 35 млрд рублей. Из них до 75% должно принести российское кино (правда, следует оговориться, в общей сумме — и деньги, заплаченные зрителями за пиратские показы, замаскированные демонстрацией документальных, игровых и анимационных короткометражек).

Кинотеатрам, чтобы нормально существовать, нужны сборы начиная с отметки 40 млрд.

По мнению спикера, достаточно снимать три десятка фильмов со сборами более 500 млн рублей и три фильма-миллиардника (картины, заработавшие более 1 млрд рублей, такие как «Чебурашка»).

Алексей Воронков

Воронков вспомнил советскую схему кинопоказов, когда в кинотеатре в течение месяца шел один фильм, собирая кассу. В следующем месяце его сменяла другая картина. Он считает, что слишком много фильмов в киноафише расфокусируют выбор зрителя.

Но не думаю, что ленинская идея «лучше меньше, да лучше» будет поддержана продюсерами. Киноиндустрия нуждается в подушке кинопотока, на вершину которого и выносятся успешные картины.

Вадим Иванов, глава кинокомпании «Атмосфера кино», заметил, что фильмы для семейной аудитории и сегодня не теряют аудиторию. «Чебурашку» посмотрели 24 миллиона зрителей. Из этого следует, что размер кинотеатральной аудитории увеличился и составляет сегодня порядка 35 миллионов зрителей.

Пиратству быть?

Коснулись странной ситуации с «серыми» показами или так называемым предсеансовым обслуживанием. Их объемы участники конференции оценили по-разному. Алексей Воронков — в скромные 10% от общих сборов кинотеатров. Генеральный директор компании «Атмосфера кино» Вадим Иванов считает, что они достигают 20%. За сентябрь и октябрь «Барби» и «Оппенгеймер» на двоих заработали около 350 млн рублей. Серая зона, по мнению выступающих, это мародерство, пиратство при живых обладателях.

Генеральный директор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин говорил о неопределенной позиции государства на сей счет. 

Необходимо определиться: либо запретить «серую» зону, либо ее легализовать. Вывесить, так сказать, над кинотеатрами черные пиратские флаги.

Почем билет

К весне, как обещают эксперты, заметно повысится стоимость билета, потому что в разы дорожает все: от съемочного процесса, кинооборудования, света, технологий до оборудования для показа. Например, цена на проектор Barco20 за год поднялась на 88%. Билет при этом подорожал пока только на 22%.

Антон Малышев, исполнительный директор фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм», развил эту тему: стоимость производства выросла за последнее время в три раза. Невозможно окупать бюджеты. Число запусков увеличилось, а с людьми во всех сферах производства стало еще сложнее.

Как не убить авторское кино 

Прокатчики не слишком любят артовое кино. И это объяснимо. Когда на афише нет имени Ди Каприо или даже Петрова либо фильм требует от аудитории соучастия, без работы со зрителем не обойтись. Об этом говорил Антон Малышев. О системной вдумчивой просветительской воспитательной работе, которую у нас так не любят.

Эту тему поддержала и директор строящегося кинотеатра «Ударник» Светлана Максимченко. Надо убеждать аудиторию ходить на качественное взрослое авторское кино. Она считает: артовые фильмы требуют индивидуального подхода и уникальных рекламных кампаний. Именно вялый промоушен, плен стереотипов мешает таким проектам, как «Снегирь» Бориса Хлебникова, пробиваться к своему зрителю.

Кадр из фильма «Снегирь»

Выяснилось, что у нас примерно 20 кинотеатров, специализирующихся на арт-кино (в Москве — пять). Они учатся работать со зрителями. Но необходима системная работа с арт-площадками, в том числе — со стороны государства.

Ожидания и надежды

В финале спикеров попросили назвать проекты, с выходом которых они связывают свои коммерческие ожидания.

Среди названных —

  • «Свободное падение», сай-фай Олега Уразайкина,
  • «Воздух» Алексея Германа,
  • сиквел «Холоп 2» Клима Шипенко,
  • музыкальная сказка Ильи Учителя «Летучий голландец».

Зимой будут очередные «Елки» и дальше — очередные «Бременские», очередной «Лед», очередной продукт от «Квартета И». В январе — фантастическая комедия «Мальвина» с Настей Ивлеевой. Потом «Самая большая луна» — фантастический долгострой Алексея Попогребского. 

Но самые большие ожидания связывают с «Мастером и Маргаритой» Михаила Локшина. После ухода с книжного рынка Стивена Кинга, самого издаваемого у нас автора, роман Булгакова поднялся на первую строчку книжного рейтинга. Видевшие «Мастера…» восхищаются фильмом,

его визуальным решением и изобретательностью. Но при бюджете 1,2 млрд рублей сможет ли он окупить затраты (необходимо собрать в 2–2,5 раза больше) — сложный вопрос. Потому что это то взрослое кино, которое без просвещения прокатчиков и государства зритель смотреть отучился.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.