Комментарий · Политика

Газа превратилась в гроб

Наземная операция Израиля оборвала связь с мирными палестинцами. Но последние поступившие известия страшные: шансов у гражданского населения нет

Вадих Эль-Хайек, специально для «Новой газеты»

Сектор Газа. Фото: Hatem Ali / Associated Press / East News

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков поддержал предложение главного российского детского доктора Леонида Рошаля о необходимости немедленной эвакуации детей из сектора Газа.

Песков буквально сказал: «Такой призыв можно оценивать только позитивно. Сейчас, к сожалению, в Газе происходит гуманитарная катастрофа».

Предложение доктора гуманное, но не реализуемое — и вряд ли Песков об этом не знает. Население Газы на сегодняшний день составляет примерно 2,2 миллиона человек. Детей среди них — около половины. 

Пусть поднимет руку та страна, которая готова принять миллион палестинских беженцев, да еще и несовершеннолетних.

Вероятно, Рошаль и Песков, делая такого рода заявления, имеют в виду Египет. Однако Египет даже для гуманитарных конвоев единственный погранпереход с Газой «Рафах» открывает с большим скрипом: каждый раз это открытие требует сложного согласования с Израилем и с «западными партнерами». Но Израиль во все это включается без энтузиазма, поскольку опасается (небезосновательно), что конвои гуманитарки опять будут разграблены боевиками ХАМАС и это поспособствует укреплению их боеспособности — а мирное палестинское население вновь останется ни с чем.

При этом в центральном своем тезисе Песков, несомненно, прав, и его точку зрения разделяют представители всех мировых гуманитарных институций. То, что сейчас происходит в Газе, — не что иное как гуманитарная катастрофа.

Генсек ООН Антониу Гутерриш 24 октября призвал к оказанию гуманитарной помощи без ограничений и немедленному прекращению огня.

Линн Хастингс, заместитель специального координатора ООН по ближневосточному мирному процессу, заявила, что почти 1,4 миллиона человек были перемещены внутри сектора Газа, почти 600 тысяч из них укрываются на ооновских объектах «во все более тяжелых условиях». «В Газе негде искать убежища», — констатировала она. Всюду бомбят. Ссылаясь на данные министерства жилищного строительства Газы, Хастингс сказала, 

что по меньшей мере 42 процента всего жилого фонда в секторе Газа были либо разрушены, либо повреждены с 7 октября.

28 октября 2023 года. Израильский авиаудар по сектору Газа. Фото: Ohad Zwigenberg / Associated Press / East News

С вечера пятницы, с расширением наземной операции Израиля, во всем секторе Газа отключена связь, и в субботу мне уже не удалось дозвониться до моих знакомых. Однако по нашим разговорам на прошедшей неделе я могу сделать вывод, что ситуация в Газе — это ад на земле.

Самер, волонтер европейской неправительственной организации, рассказал мне:

комментарий

Самер, волонтер:

«В эти дни школы, мечети и различные объекты в ведении ООН битком набиты людьми. Палестинцы прячутся там, надеясь, что по школе или мечети не прилетит. Очень людно, очень грязно, люди ходят буквально «под себя» — мы опасаемся массовых инфекций.

Очень сильно чувствуется нехватка продовольствия. Многие пекарни либо подверглись бомбардировкам, либо были вынуждены закрыться из-за нехватки топлива. Структуры ООН выдают карточки на получение провизии, но этой еды очень мало, гуманитарные конвои с трудом проходят через погранпункт «Рафах». Но это не самое страшное. Хуже то, что перестало хватать воды. Для питья, приготовления пищи и стирки в настоящее время выходит около трех литров в день на человека».

Другой мой собеседник, Рамал, детский врач, рассказал следующее: 

комментраий

Рамал, детский врач:

«В местах, где сконцентрированы беженцы, страшная антисанитария. Измученные жаждой люди вынуждены потреблять воду из любых доступных источников, часто в эту воду попадают и испражнения. Распространено обезвоживание, особенно среди детей: у них кишечные инфекции, диарея. Любой врач вам скажет, что ребенку в таком состоянии нужно пить много воды, что это жизнеугрожающе. Но воды у нас нет. Лекарств тоже не хватает. Ветрянка, чесотка, желудочные инфекции — сейчас этим болеют все. Не говоря уже об ухудшении психического состояния — особенно у детей это заметно. Нигде они не чувствуют себя в безопасности. Мы многое видели в Газе, ко многому привыкли. Но теперь близкие взрослые даже не могут сделать вид, что все в порядке, чтобы дать надежду своему ребенку». 

Фото: Hatem Ali / Associated Press / East News

Айяд, журналист-фрилансер, работающий в западной медиакорпорации, описывает, как он держит связь с редакцией, чтобы передавать информацию из Газы во внешний мир: 

комментарий

Айяд, журналист-фрилансер:

«Мы используем автомобильный аккумулятор для зарядки мобильных телефонов, но аккумулятор разряжается очень быстро — надо заводить машину, чтобы снова его немного зарядить. А эта задача непростая, поскольку топливо в Газе почти кончилось, мы его экономим для машин скорой помощи и поддержания работы пекарен. К тому же холода приближаются. Как люди будут согреваться, когда станет холодно?»

Сейчас, с расширением наземной операции, уже ни Айяд, ни какой-либо другой журналист не может передать информацию о том, что творится в Газе, вовне. 

Связь отключена, и Газа превратилась в черный ящик. В гроб, в котором мирные люди похоронены заживо.

26 октября постоянный наблюдатель Палестины при ООН Рияд Мансур заявил, что за три недели конфликта число погибших среди палестинцев достигло 7000 человек, при этом «70% из них — женщины и дети. Почти все убитые — мирные граждане».

Несомненно, в число этих погибших попали и жертвы взрыва на парковке баптистской больницы Аль-Ахли 17 октября. Пока что нам неизвестно даже точное их количество: палестинцы говорят о сотнях, независимые расследователи, анализировавшие фото и видеосвидетельства с места, говорят о десятках.

Точно так же диаметрально расходятся позиции по поводу того, кто несет ответственность за эту атаку: ХАМАС винит Израиль, Израиль же утверждает, что причиной взрыва стала осечка ракеты, выпущенной группировкой боевиков «Исламский джихад»*.

Без возможности получить доступ к месту происшествия и собрать доказательства на месте ни один вывод не может быть окончательным, однако президент США Джо Байден заявил, что выводы израильской стороны подтверждаются данными американской разведки. Отчеты французской разведки разделяют это мнение.

Впрочем, к каким бы выводам ни пришло официальное международное расследование, для гражданского населения никакой разницы не будет.

Под любыми ракетами умирать страшно — будь они хоть хамасовские, хоть израильские.

С 2007 года, когда ХАМАС взял в свои руки Газу, международными организациями задокументировано более 550 случаев, когда ракеты ХАМАС и «Исламского джихада» падали всего в нескольких метрах от мест их запуска на головы гражданского палестинского населения. Более того, хамасовцы никогда не стеснялись использовать гражданские объекты в качестве щита. И вот общеизвестный на Ближнем Востоке факт: штаб-квартира ХАМАС и его центр планирования военных операций находятся под крупнейшей больницей Аль-Шифа в Газе. И Израиль не бомбит эту больницу.

Мирные палестинцы, которые в большинстве своем, конечно, хотят скорейшего прекращения этой войны, — для ХАМАС сейчас ценнейший ресурс. Притом не только живые, но и мертвые. 

Чем больше ужасающих фото увидят на Западе, тем убедительнее будет звучать антиизраильская пропаганда. А уж как на такое реагирует арабский мир!

Именно поэтому политбюро ХАМАС в ответ на призывы Израиля к мирному населению эвакуироваться (интересно, куда?) отвечает за всех палестинцев разом: «Мы твердо стоим на своей земле и остаемся в своих домах. Никакого перемещения и депортации не будет».

* Движение «Исламский джихад» признано в России террористическим и запрещено