Комментарий · Экономика

ВВП или кошелек?

Почему экономика растет, а зарплаты не хватает, или Можно ли доверять опросам и статистике

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: А. Белкин / Бизнес Online / ТАСС

В конце минувшей недели главной темой обсуждения среди авторов российских «экономических» телеграм-каналов стала публикация совместного исследования проекта «Если быть точным» и Российской экономической школы, изучивших, насколько часто Росстат меняет оценки экономических показателей задним числом и можно ли считать это нормальной практикой.

«Росстат пересмотрел…»

Сам по себе пересмотр статических показателей — нормальное явление, так делают во многих странах. Предполагается, что первое значение, которое публикуют статистики, — предварительное, впоследствии его нужно будет скорректировать, и это даже заложено в методологию расчета.

Но иногда данные статистиков расходятся с реальностью, данной людям в ощущениях. И это вызывает сомнения.

В первом квартале 2023 года реальные располагаемые доходы россиян выросли — но это выяснилось только после того, как Росстат в конце лета пересмотрел данные. Оценка реальных денежных доходов за первый квартал 2023 года выросла на 2,9 процентных пункта. Оценка реальных располагаемых доходов населения (тоже за первый квартал 2023-го) — на 4,3 процентных пункта. Таких серьезных изменений первоначальных оценок по этим показателям не было никогда.

Но пересматривают не только данные о доходах. В начале года статистическое ведомство сообщало о снижении промышленного производства в 2022 году, но после уточнения промышленность… показала рост.

Подробно комментировать причины пересмотра Росстат не стал.

Значит ли это, что российская статистика приукрашена?

На этот вопрос и попытались ответить исследователи, проанализировав данные из ежемесячных публикаций ведомства. Чтобы установить: насколько часто, сильно и в какую сторону меняет свои оценки Росстат?

В анализ было включено восемь показателей:

  • «реальные денежные доходы», 
  • «реальные располагаемые денежные доходы», 
  • «индекс физического объема ВВП», 
  • «индекс промышленного производства», 
  • «реальная начисленная зарплата»,
  • «индекс потребительских цен», 
  • «уровень безработицы», 
  • «оборот розничной торговли». 

По этим показателям Росстат регулярно публикует данные, и эксперты следят по ним за состоянием экономики.

Выводы исследователей таковы. Да, Росстат регулярно пересматривает оценки, да, он делает это в сторону повышения, но никаких значимых манипуляций со статистикой эксперты не увидели.

Проблема в другом. Пересмотры — часть работы статистических ведомств и неизбежный компромисс между оперативностью и точностью данных. Но Росстат редко подробно комментирует пересмотры показателей, а методологии их расчета не очень детальные. Отсюда — недоверие к государственной статистике, делают вывод исследователи.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Но денег не хватает

Впрочем, сомневаться можно не только в государственной статистике — не успели отгреметь дискуссии по поводу достоверности статистики Росстата, как сервис по поиску работы hh.ru представил данные своего опроса «Хватает ли вам вашей зарплаты, которую вы сейчас получаете, на основные траты (без учета дохода от подработок, инвестиций и т.д.)?».

Результаты оказались, мягко говоря, не совпадающими с официальными оценками роста доходов.

  • 45% участников опроса заявили, что зарплата не позволяет покрыть основные нужды, в 2021 году так отвечали 25%. 
  • 36% опрошенных заявили, что зарплата покрывает их основные нужды с трудом, в 2021 году таких ответов было 39%.
  • 20% ответили, что зарплата позволяет им покупать все необходимое, в 2021 году таких оказалось 36%.

При этом женщины жаловались на нехватку зарплаты чаще, чем мужчины (51% vs 39%), и чем старше человек, тем меньше хватает ему денег

(о том, что зарплата не покрывает его расходов, заявили 54% респондентов «в возрасте от 55 лет»).

Больше всего тех, кому не хватает денег, оказалось в Ярославской области (59%), меньше всего — в Москве (37%). Зато если уж кому не хватает денег в столице, их не хватает по-крупному: в Москве максимальная доля ответов «на покрытие основных расходов не хватает более 20 тысяч рублей в месяц» — 67% (в той же Ярославской области таких оказалось только 53%).

Нет оснований сомневаться, что на вопросы люди ответили именно так, как ответили. Но как тогда быть с тем, что при этом, согласно опросам ФОМ, люди отвечают, что живут хорошо, а опросы ВЦИОМ фиксируют одобрение текущей экономической и социальной политики?

Не то считаем

Может быть, вообще не следует придавать такое значение формальным показателям, мог бы сказать замечательный экономист Чарльз Гудхарт.

В 1975 году Гудхарт, будучи советником Банка Англии и рассуждая о проблемах управления денежно-кредитной политикой, сформулировал правило, которое сам назвал «законом Гудхарта»: Аny observed statistical regularity will tend to collapse once pressure is placed upon it for control purposes, или «Любая наблюдаемая статистическая закономерность склонна к разрушению, как только на нее оказывается давление с целью управления [экономикой]».

В более широком смысле идея Гудхарта заключалась в следующем: 

когда мера становится целью, она перестает быть хорошей мерой.

Чарльз Гудхарт. Фото: eusp.org

Почему?

Потому, что она может стать объектом манипулирования — как прямого (фальсификация чисел), но это еще не так страшно, так и — хуже —косвенного, и вы будете работать исключительно для улучшения этой меры.

Так, если экономический показатель становится целевой функцией для проведения экономической политики, прежние эмпирические закономерности, использующие данный показатель, перестают действовать.

Поэтому закон Гудхарта хорошо объясняет, почему позитивные показатели, которые нам честно демонстрирует Росстат (например, рост ВВП), сами по себе еще не означают, что экономика РФ находится в хорошем состоянии. Если бы это было так, мы бы не видели сокращения ассортимента, роста цен и ухудшения качества товаров.

Да и сами «показатели», на которые так нажимает правительство, не идеальны. В свое время нобелевский лауреат Роберт Солоу, автор модели современного экономического роста, объяснял это так:

«…большинство людей думают, что ВВП предназначен для измерения экономического благосостояния.

Однако он не для этого.

Он задуман как мера экономической активности.

А не как индикатор, указывающий, направлена ли эта экономическая активность на правильные цели…»

Поэтому имейте это в виду: 

рост экономической активности, оплаченной правительством, может не означать роста вашего благосостояния.

И если поставить рядом два исследования, одно из которых подтверждает, что Росстат честно считает «показатели ВВП», а люди согласны с ним, но при этом жалуются на нехватку зарплаты, то можно сделать и такой вывод: правительственная политика перемещения ресурсов от потребления к производству — работает.

Не хватает зарплаты — или снижайте свои запросы, или работайте там, где правительство готово платить больше, или увеличивайте свою производительность, или берите кредиты, могло бы сказать правительство (собственно, всё это, кроме увеличения производительности, люди и делают).