Сюжеты · Политика

Страна, где убивают кандидатов в президенты

Это только кажется, что опыт выборов в Эквадоре не имеет к нам никакого отношения

Павел Дубравский, политтехнолог, специально для «Новой»

Кандидат на пост президента Эквадора Фернандо Вильявисенсио во время предвыборного митинга, после которого его застрелили, 9 августа 2023 г. Фото: AP / ТАСС

В Эквадоре состоялся второй тур президентских выборов. Он прошел в условиях рекордного роста преступности и уличного насилия. Только за последние полгода совершены несколько крупных покушений на политиков и чиновников. Одно из них закончилось трагической смертью кандидата в президенты и журналиста Фернандо Вильявисенсио. Он был убит незадолго до окончания первого тура в августе этого года. Его последними словами были: «Ничто не даётся бесплатно. Мы заплатили жизнями за демократию».

С тех пор выборы проходят на фоне войн с наркокартелями, а кандидаты ведут агитацию в бронежилетах и под вооруженной охраной. В стране действует режим чрезвычайной ситуации.

Как так получилось, что небольшая страна в Южной Америке, которая теряется на фоне своих соседей по континенту — Бразилии, Колумбии и Аргентины, — попала на передовицы всех СМИ в этом году? Простого ответа на этот вопрос нет.

Эквадор из когда-то небольшой и спокойной страны превратился в полигон между коррумпированным правительством и наркокартелями. Политический кризис, который длится с прошлых президентских выборов 2020 года, привел к тому, что больше 90% населения не одобряет нынешний курс правительства. По опросам, 95% эквадорцев негативно относятся к Национальной ассамблее и 87% — к судебной власти.

Эквадор стал заложником географии — его окружили два крупнейших производителя коки в мире, Колумбия и Перу. Выход к Тихому океану и доллар в качестве национальной валюты стали главными причинами для мексиканских и колумбийских картелей выбрать эту страну в качестве стратегически важной территории. Картели поняли, что удобнее отмывать деньги и выстраивать наркотрафик через эту страну.

Рабочие перевозят наркотики, изъятые в ходе полицейских операций, для сожжения. Фото: AP / ТАСС

Где наркотики, там и насилие. Количество убийств увеличилось на 180% с 2020 по 2021 год и составило 3538 человек. Полиция заявляет, что 80% жертв погибло в результате столкновения с криминальными бандами, которые конкурируют за контроль над территориями. Насилие в стране приняло массовой оборот и вышло за пределы отдельных регионов.

В стране сбрасывают бомбы с дронов на тюрьмы, вывешивают трупы убитых с мостов и взрывают машины.

Сегодня эквадорцы вынуждены бежать из своей страны. В 2021 году на политическое убежище в США подалось 10 000 человек, а к концу 2022-го — 30 000 человек. США докладывают, что больше 100 000 эквадорцев было зарегистрировано на южной границе страны.

Государственная система не справляется с таким вызовом. С 46 до примерно 300 выросли убийства заключенных в тюрьмах с 2020 по 2021 год. Достаточно одного вопиющего примера, насколько власть Эквадора плохо контролирует порядок в собственных тюрьмах. После убийства 9 августа кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио задержали 6 колумбийцев, причастных к покушению. В начале октября все шестеро были убиты в тюрьме в провинции Гуая.

Картели настолько уверенно себя чувствуют, что в открытую на видео берут ответственность за убийство Вильявисенсио на себя. А после этого лидер картеля Los Choneros Фито стал участником музыкального клипа жанра narcocorrido, напоминающего российский шансон 90-х, только про наркотики и лидеров картелей. Ирония в том, что Фито в данный момент отбывает 34-летний срок в одной из тюрем Эквадора, а видео с главой банды сделано в отличном качестве и на профессиональную аппаратуру.

Насилие коснулось не только избирателей, но и самих политиков.

  • За неделю до выборов был убит организатор партии «Гражданская революция» Педро Брионес. Он был однопартийцем действующего кандидата в президенты Луисы Гонсалес.
  • За неделю до выборов нападение совершили на другого кандидата Отто Зонненхольцнера.
  • В этом же месяце была попытка убийства мэра города Ла Либертад Франциско Тамариса. По его машине произвели 30 выстрелов люди, одетые в полицейскую форму.
  • Во время публичного митинга кандидат Даниэль Нобоа попал под обстрел.

Все эти события произошли в один месяц.

Солдаты обыскивают мужчину во время проверки безопасности перед вторым туром президентских выборов. Фото: AP / ТАСС

Война с наркотиками

Президентом Эквадора с 2007 по 2017 года был Рафаэль Корреа, и нынешняя политическая система сложилась при нем. Он известен тем, что оставил огромное личное влияние на политику страны. До сих пор политики и кандидаты на выборах избираются под лозунгами движения correísta (корреизма) — набора политических предложений и идеологических воззрений имени Рафаэля Корреа. Его взгляды можно охарактеризовать как «социализм XXI века» — термин, который стал лозунгом президента Венесуэлы Уго Чавеса и был подхвачен левыми президентами Южной Америки вроде Боливии и Эквадора. Для стран Южной Америки характерны персоналистские режимы, как, например, лулизм в Бразилии, урибизм в Колумбии или корреизм в Эквадоре.

Рафаэль Корреа, 2017 г. Фото: Zuma \ TASS

К окончанию своего срока в 2017 году Корреа провозгласил победу над организованной преступностью. Он повысил бюджет по охране безопасности публичных пространств и предотвращению преступлений, увеличил количество полиции и создал Министерство юстиции. Правительство запустило проект по легализации крупнейшей банды Latin Kings, вместо организованной группы преступников она признавалась культурной группой. Сделано это было для того, чтобы молодые участники банды могли исправиться и покончить с криминальной жизнь через программы реабилитации. Такая политика дала свои результаты — количество убийств с 15 упало до 5 на 100 000 человек с 2011 по 2017 год.

Вместе с этим параллельно шел другой процесс — вовлечение населения в наркоэкономику. Местные СМИ утверждали, что 27% всех заключенных в тюрьмах и 50% женщин-преступниц участвовали в торговле наркотиками. Количество заключенных росло — в 2009 году их было 11 000, а в 2021-м стало 40 000.

Правительство сопротивлялось наркокартелям и в 2018 году начало против них войну. Эту битву можно разделить на два этапа: противодействие мексиканским картелям «Нового поколения Халиско» и «Синалоа» — и сопротивление их группам союзников внутри Эквадора. К концу 2019 году небольшую долю от рынка наркотрафика заняла албанская мафия. Власть использовала вооруженные силы и полицию для уничтожения картелей, но со временем увязла в бесконечной битве. Президентом в то время был Ленин Морено, который закончил свой срок с 7% рейтинга одобрения.

Будучи политиком, который сначала повторял курс своего предшественника левого популиста Рафаэля Корреа, он со временем становился все консервативнее. Но результатами борьбы с наркотиками, в отличие от Корреа, похвастаться не мог.

Ленин Морено, 2018 г. Фото: AP / ТАСС

Кризис власти

Корреа хоть и покинул официальный пост еще в 2017 году, из эквадорской политики никуда не ушел. Напротив, его поддержка является важным фактором во время избирательных кампаний. В 2021 году он поддержал оппонента действующего президента Гильермо Лассо — Андреаса Арауза. Лассо — банкир, который избирался под лозунгами свободного рынка и минимального вмешательства государства, представляя собой антикорреизм. Во время своих предыдущих попыток избраться на пост президента, а делал он это дважды, он обещал создать 1 миллион рабочих мест. Политик избирался от коалиции правых CREO-PSC (Создавая Возможности — Социал-христианская партия).

Гильермо Лассо, 2021 г. Фото: AP / TASS

Его оппонент, экономист и корреист Андреас Арауз был министром в правительстве экс-президента Рафаэля Корреа. Он избирался от коалиции UNES (Союз ради надежды). В 2020 году ее основал Рафаэль Корреа, который хочет вернуться в президентское кресло. Для этого ему нужно сформировать свое правительство через доверенное лицо после выборов-2023 и попробовать поменять Конституцию для снятия ограничения в два срока на посту президента. Сам Корреа планировал выдвинуться кандидатом в вице-президенты. Но его кандидатуру отклонил Национальный избирательный совет. Позже орган прокомментировал что отказ в регистрации был процедурный, а не политический. Причина тому — проживание Корреа в Бельгии. Экс-президенту грозит 8 лет за коррупцию на родине.

Оба политика кампании 2021 года стали финалистами первого тура выборов, где Арауз (31,5%) обошел Лассо (19,74%). Второй тур поменял ситуацию, избиратели выбрали более правого политика Гильермо Лассо. Ему пришлось вступить во власть в кровавый 2021 год, когда насилие на улицах ставило новые рекорды.

И хотя Лассо обошел своего оппонента, набрав 52,36% голосов против 47,64% Арауза, его политическая коалиция взяла всего 30 мест из 137 в Национальной ассамблее. Этот же парламент спустя год запустит процедуру импичмента против президента из-за подозрения в коррупции. Сразу два скандала поставили под удар Лассо.

Андреас Арауз, 2021 г. Фото: AP / TASS

В 2021 году после публикации международного расследования Pandora Papers президента обвинили в наличии иностранных счетов в офшорных зонах. Государственным служащим запрещено иметь зарубежные источники финансирования. Комитет Конгресса попытался начать процедуру отстранения от должности, но это решение было заблокировано правительством.

В начале 2023 года разгорелся новый скандал, который получил название El Gran Padrino, что можно перевести как «Великий Крестный Отец». Лассо обвинили в коррупции.

Согласно изданию La Posta, президент через своего зятя Данило Каррера выстраивал коррупционные схемы в государственных компаниях вроде FLOPEC, занимающейся танкерными перевозками нефти. Позже стало известно, что помощник Данило Каррера — Рубен Черрес связан с албанской мафией.

Последний пожертвовал на президентскую кампанию Лассо 1,5 миллиона долларов. Каррера и Черрес, по утверждению журналистов-расследователей, контролировали таможню и Министерство энергетики. Через первое ведомство они провозили наркотики и оружие, через второе отмывали деньги через добычу полезных ископаемых в рудниках Эквадора.

В марте Национальная ассамблея потребовала импичмента Лассо, за это решение проголосовали 88 депутатов. Запрос был представлен спикеру и после отправлен в Конституционный суд Эквадора. Суд одобрил процедуру импичмента и загнал Лассо в угол. Через два дня ключевой свидетель Рубен Черрес был найден мертвым с признаками пыток на теле.

Национальная ассамблея запустила процедуру импичмента в мае. Лассо во время публичной защиты назвал процесс политически мотивированным. На следующий день он распустил парламент, ссылаясь на правовой механизм muerte cruzada («перекрестная/взаимная смерть»). Это такой конституционный инструмент, который позволяет распустить парламент и назначить внеочередные выборы президента и парламента. Процедура является одновременно увольнением ветви власти, что запросила импичмент, и самоувольнением ветви власти, которую хотят подвергнуть импичменту. Правительство при этом продолжает функционировать. Конституция предполагает три случая применения этого механизма:

  1. Если Национальная ассамблея возлагает на себя функции, которые не предусмотрены Конституцией.
  2. Если парламент неоднократно и необоснованно препятствует осуществлению национального плана развития.
  3. Если в стране серьезный политический кризис.

В заключительной речи в ходе импичмента Гильермо Лассо заявил, «что на кону стоит не жизнеспособность правительства, но Эквадора как государства». Эквадор начал готовиться к новым выборам, которые позволят новому президенту править лишь 16 месяцев, оставшихся от президентского срока Лассо. После этого будут проведены новые выборы, ведь полномочия президента заканчивались в 2025 году.

Кто претендовал на пост президента

До второго тура дошли корреистка от партии «Гражданская революция» Луиса Гонсалес и антикорреист от «Национально-демократического альянса» Даниэль Нобоа. Оба кандидата действующие депутаты и связаны с другими крупными именами. Гонсалес получила 33,61%, Нобоа — 23,47% голосов.

Кандидат в президенты Эквадора Луиса Гонсалес проголосовала во втором туре досрочных президентских выборов, 15 октября 2023 г. Фото: AP / TASS

Гонсалес юрист и работала в правительстве Корреа с 2016 по 2017 год, а ее кандидат в вице-президенты — тот самый Арауз, который избирался против Лассо в 2021 году и проиграл.

Ее выдвижение — это попытка снять все ограничения с самого Корреа и позволить ему избираться в 2025 году. В 2007 году она выдвигалась в Национальный конгресс по спискам правоцентристской Социал-христианской партии, но после этого была в правительстве левого президента Корреа. В случае избрания обещает сделать его своим главным советником.

Она действующий член ассамблеи провинции Манаби. Ее предвыборная агитация свелась к отбеливанию правительства Корреа, возвращению к его политическому курсу. Как и ее оппонент, особый упор она делает на вопросах безопасности. В международной политике пообещала, что будет относиться ко всем странам одинаково. Это относится и к США, которые должны уважать политический выбор Эквадора.

Политик критикует действующего президента Гильермо Лассо за его «неумение управлять государством, потому что он представитель частного сектора». Во время предвыборной кампании она заявила, что условия жизни в Венесуэле лучше, чем в Эквадоре.

Нобоа отказывается описывать свои взгляды, но их можно охарактеризовать как центр-правые. Он критикует Корреа и все, что с ним связано. По образованию он юрист, учившийся в США. Нобоа — бизнесмен и был депутатом Национальной ассамблеи до ее роспуска. В качестве его вице-президента выдвигается Виктория Абад. Если представить политические взгляды как прямую линию слева направо, то на этой линии она будет правее Нобоа. Одним из самых громких заявлений с ее стороны была идея сделать образование и медицину частными.

Нобоа с Гонсалес можно назвать «внуками» политических знаменитостей. В случае Гонсалес это экс-президент Корреа. Отец Нобоа — известный банановый магнат, который шесть раз пытался стать президентом Эквадора.

Кандидат в президенты Эквадора Даниэль Нобоа проголосовал во втором туре досрочных президентских выборов, 15 октября 2023 г. Фото: AP / TASS

Кампания Нобоа строилась на его противопоставлении корреизму. Он позиционировал себя как «нормальный парень». Политик отказался вести кампанию страха в духе «голосуй или проиграешь». Его преимущество — молодость, Нобоа всего 35 лет. Ему легче апеллировать к молодому избирателю и попробовать дать ответ новому запросу избирателей — на перемены. Последние 15 лет корреизм был единственным режимом, который знали эквадорцы.

Нобоа удивил многих, когда взял второе место в первом туре выборов. Изначально опросы показывали полное доминирование Гонсалес, но последние данные говорят о развернувшемся против нее тренде. Гонсалес стала антивыбором из-за двух ключевых тем — поддержки Корреа и антиабортской позиции даже в случаях изнасилования.

Во втором туре Нобоа отдавали больше 41% голосов в социологических исследованиях, Гонсалес — 36%. Другое агентство прогнозировало Нобоа 55,94%, а Гонсалес — 44,06%.

Нобоа победил на выборах с небольшим перевесом и стал самым молодым президентом в истории Эквадора. За него проголосовало больше 52% избирателей.

За ближайшие 16 месяцев ему предстоит попробовать решить серьезные и системные проблемы страны. На сегодняшний день к ним можно отнести отсутствие безопасности, организованную преступность, войны наркокартелей, противостояние парламента и президента, слабеющую экономику и недоверие правительству.

В этих условиях будущему президенту придется работать короткие 16 месяцев до следующих очередных выборов. На плечи молодого политика ложится большая ответственность, второй раз подряд избиратели Эквадора дают шанс антикорреизму и политикам, олицетворяющим это движение. Сначала был Лассо в 2021 году, который не смог добиться поставленных целей. Теперь новый шанс появился у Нобоа. Корреизм получил второй нокаут подряд, и Даниэль Нобоа в сжатые сроки при отсутствии массовой поддержки в парламенте должен доказать состоятельность своих идей и взглядов.