Комментарий · Культура

«Мир поймал меня в ловушку»

В Москве проходит кинофестиваль короткометражного кино shnit. Что в конкурсной программе

Кадр из фильма «Черное»

Фестиваль короткометражного кино shnit с самого начала своего существования позиционируется как платформа для молодых авторов, пространство высказывания на болезненные локальные темы. В 2023 году, несмотря на сокращенную программу и изменения масштабов смотра, фильмов, касающихся тех или иных социальных проблем, стало едва ли не больше, чем обычно.

Потеря близких и неназванная война («Ма» Валентины Бесоловой), гражданские протесты и насилие силовиков («Я рисовала море» Владимира Конарева), стигматизация людей с интерсекс-вариациями («Мне надо вам что-то сказать» Евгения Марьяна), реабилитация наркозависимых и эпидемия ВИЧ («Один день Алисы» Никиты Грушина), незащищенность пожилых людей («Самый сильный ветер» Люси Корольковой), документальная рифмовка современной порноиндустрии с социальными профессиями («Ева» Ольги Смирновой), положение бездомных и полицейский произвол («Черное» Вики Дёгтевой).

Стоит сразу оговориться, что подобное сведение названных фильмов к социальным тегам — упрощение: в некоторых случаях на первом плане картины — личная моральная дилемма, как в «Черном», или противоречивая судьба человека, как в «Еве». И все-таки каждый из героев так или иначе обнаруживает себя в ситуации нехватки пространства для маневра, для свободного действия — пойманным миром в ловушку.

Сокращенный формат самого фестиваля становится идеальной метафорой и сквозной темой, проходящей через значительную часть фильмов. Как справиться с теснотой и клаустрофобией, каждый режиссер пробует разобраться по-своему.

Кадр из фильма «Один день Алисы»

Вообще самым благодарным и идеальным зрителем программы shnit мог бы стать Зигфрид Кракауэр, представитель франкфуртской школы и автор концепции социального анализа кинематографа, предлагающий видеть в фильмах отражение (в значительной степени бессознательное) общественных настроений и исторических условий, в которых они создавались. Сразу у нескольких режиссеров программы как бы непроизвольно проговаривается один и тот же мотив — вторжение в повествование информационного шума, фрагментов телевизионных передач, радиоэфира, обрывков чужой истории.

Вот в «Одном дне Алисы» главная героиня возвращается в хостел и готовится ко сну, а параллельно мы слышим часть речи ее немолодой соседки: «И как прийти в кухню? И как дойти до магазина с костылями? Ну я, конечно, накануне все себе купила, потому что ходить было вообще невозможно…» Вот в «Я рисовала море» еще до того, как на экране появится изображение, мы сперва слышим как диктор говорит о задержании Романа Протасевича в Минске; через несколько секунд фильм начинается, в машину, из колонок которой доносился голос, садится человек, героиня спешно выключает звук, но маленький услышанный отрывок задает интонацию для последующего рассказа, сперва кажущегося частной (мело)драмой.

Кадр из фильма «Я рисовала море»

Целиком в своего рода лимб радио- и телеэфира переносит действие своего «Самого сильного ветра» Люся Королькова: на протяжении 20 минут мы наблюдаем за одиноким бытом немолодой женщины, протекающим между телефонными звонками дочери и информационным треском гаджетов — постепенно пространство и время деформируются, расцветают жутковатыми фантасмагорическими образами, так что вся жизнь начинает представляться однотонным фоном, бесконечным разматыванием думскроллинга из собственного тела и психики.

Как фоновая реплика, фраза, брошенная впроброс, германовский закадровый фрагмент речи — именно в таком формате эти фильмы зачастую говорят о самом важном и мучительном.

Кадр из фильма «Самый сильный ветер»

Так работает, например, упомянутый короткий намек на минские протесты на первых секундах «Я рисовала море». Так почти без слов обходится Валентина Бесолова в «Ма»: «Это не вещи моего сына, забирайте их и уходите», — издалека слышим мы голос героини на первой минуте. За этой репликой почти не последует никакого пояснения, только драма разобщенности матери и дочери, внезапно оставшихся в одиночестве; от прояснения ситуации и прямой речи прежде всего уклоняются сами героини, не зная языка, на котором бы можно было говорить о происходящем.

«Я хотела вчера на митинг пойти, но мне сказали, что если я пойду на митинг — меня уволят», — произносит безымянный и невидимый персонаж из «Мне надо вам что-то сказать». Судя по контексту, это преподавательница провинциального техникума, мы слышим ее слова среди гула людного коридора, они звучат между репликами главных героев, на которых сосредоточено внимание камеры.

О тяжелых и опасных темах говорят не то чтобы шепотом и с оглядкой, но скорее вот так, в фоновом режиме, они равномерно распылены всюду, и оттого их звучание лишено настоящей силы негодования или решительности.

Кадр из фильма «Ма»

Голос невидимой учительницы очень характерен — растерянный, чуть по-детски озадаченный, кроткий.

Вообще формулировка «мне надо вам что-то сказать» из заглавия фильма кажется очень удачной для всей программы. Эту фразу в самом финале выдавливает из себя героиня-интерсексуал, стоя перед однокурсниками. С подобной же робостью каждый из фильмов программы встает перед зрителями, с нетвердым желанием сказать «что-то». «Что-то» нуждается в выражении, но всякий раз отсутствует уверенность, что оно по-настоящему выразимо.

В самом ярком моменте документального фильма-портрета «Ева» заглавная героиня — порноактриса Ева Бергер, до карьеры в порноиндустрии некоторое время работавшая школьной учительницей, — рассказывает об утрате отца: «Знаешь, что я поняла? Настоящее горе — это не когда ты плачешь, а когда ты меняешься совсем как человек. Настоящее горе — это когда ты полностью меняешься, не говоришь о том, что произошло, и становишься другим человеком». Действительно, самое жуткое и неотменимое в фильмах программы — то, о чем они (почти) молчат, в глубоко личной метаморфозе, которая стоит за этим молчанием.

«Я даже расплакалась», — из-за кадра отвечает интервьюерка Евы Бергер после рассказа об отце. Оттуда же, из-за кадра, 

режиссер раз за разом включает проникновенную лирическую музыку, чтобы дать выход чувствам. На подобное обострение (мело)драматизма идут почти все названные фильмы программы.

Кадр из фильма «Черное»

В «Я рисовала море» в кадре появляется ружье, а герои постепенно срываются на крик; «Черное» меняет тональность от тревожной к шокирующей, завершаясь душераздирающим крупным планом покалеченной девушки; «Ма» делает алогичную жестокость и убийство знаменателем отношений матери и дочери.

Во многих фильмах действует установка, кажущаяся ложным движением, — будто бы без прибавочного символизма и визуальной метафоры история окажется неполноценной. Так, в пиковые эмоциональные моменты «Мне надо вам что-то сказать» на заднем плане за героиней загорается вспышка сварочного аппарата — маленький фейерверк отчаяния, чтобы не оставить зрителя равнодушным и объяснить внутреннее состояние героини наверняка.

Как ответ на учебное задание в киношколе подобные решения еще могли бы смотреться уместно, но в фильмах на столь хрупкие темы такая нарочитая режиссура, напротив, перебивает повествование, загораживает собой реальность.

Кадр из фильма «Один день Алисы»

Так, из обозначенных семи картин особенно выделяется «Один день Алисы» — фильм звучит особенно громко… из-за того, что рассказан спокойным тоном от начала и до конца. Один день из жизни наркозависимой девушки на реабилитации честно следует своему же названию, не пытаясь втиснуть внутрь 24 часов повседневности что-то обобщающее и несоразмерное. Зато режиссер удачно вплетает в быт частицы рассказов других людей на реабилитации, крошечные вспышки-наблюдения в диалогах, обыденность новой незнакомой анемии и отчуждения Алисы в общении с людьми.

Характерно, что во многих фильмах безусловно удачными хочется назвать актерскую игру и образы центральных героинь. Алиса в исполнении Маргариты Андреевой, всегда как будто не знающая, куда себя деть внутри кадра, передающая ощущение одновременно онемения и тягостной избыточности собственного тела, — ощущение, вероятно, очень знакомое многим за последние два года. Упорство в твердости и непоколебимости при всей изломанности и хрупкости у Александры Быстржицкой во «Мне надо вам что-то сказать». Прекрасный дуэт добросердечной наивности и эмоциональной изможденности у Елизавета Потаповой и Елизавета Кашинцевой в «Черном». Наконец, единственная невыдуманная (или выдуманная не до конца) героиня из всего списка — Ева Бергер, весь фильм мечущаяся между трюизмами, расхожими представлениями о порнозвезде, моральными оценками извне и чем-то непроговариваемо реальным.

Кадр из фильма «Ева»

В самом начале, памятуя о своей работе учительницей литературы, Бергер многозначительно цитирует Бродского на фоне питерского канала. А в середине фильма ее снимают в декорациях российской школы, добиваясь (мнимой) остроты таким сравнением социальным контекстов. Но после нескольких мизансцен в актовом зале и рассуждений о нищенских зарплатах героиня взрывается возмущением: «Вот ты привела меня в место, а я не хочу его вспоминать, я не хочу его ворошить. Это мое прошлое, я хочу его оставить. Да, я люблю литературу. Да, я читаю книги. Все! Ну, Бродский. Ну, Лилечка. Ну, Маяковский. Мне не нравится, я не хочу, я хочу уйти отсюда».

Жест сам по себе нетипичный и удивительный для стандартного образа «порноактрисы-интеллектуалки» (когда-то ломавший стереотипы, но со временем сам превратившийся в стереотип). Жест, как будто подводящий черту и под общими настроениями программы shnit: 

разделение на «высокое» и «низкое», или социально ангажированное и безразличное, перестает работать. По какую сторону ты ни находился, в оцепенении или решительности, любое действие теперь будет казаться недостаточным. И с этим неуютным чувством остается жить.

Максим Селезнёв

P.S.

Международный фестиваль shnit продлится до 15 октября. В Москве полную программу фестиваля покажут в музее «Гараж», центре «Зотов» и кинотеатре «Каро Атриум». Подробности — на сайте фестиваля