рецензияКультура

Королевство кривых зеркал, или Генералы песчаных карьеров

Фильм «Королевство» Татьяны Рахмановой назван лучшим дебютом на кинофестивале актуального российского кино «Маяк»

Королевство кривых зеркал, или Генералы песчаных карьеров

Кадр из фильма «Королевство»

Однажды несколько выпускников детдома устроили себе выпускной.

Арендовали коттедж и соорудили праздник, какого в жизни не видели. Устроили ламбаду на краю бездны.

«Батор» на сиротском жаргоне — «детский дом» (от слова «инкубатор»). Ну так со стороны видится: вроде бы в сиротском доме все одинаковые, как из инкубатора.

А вот и неправда! Они все разные, очень яркие: Игорян, Леська, Станислав. Они зачитывают друг другу свои выкраденные характеристики как диагнозы: Станислав склонен к бреду. Ильин — признаки шизофрении. Васильков — энурез. Ситников — раздражительный.

Поломанные, прибитые жесткой дисциплиной и дедовщиной «казенного дома». И хотя бы на день вырвавшиеся из «клетки».

Есть среди них и тихий интеллектуал Особенный. Он про Серафима и волшебного Медведя рассказывает, мечтает о своей квартире. Не хочет любви за деньги с проституткой и читает ей стихи, Набокова и Соловьева. Маниакально любит числа и помнит все дни рождения сверстников-друзей.

А самый заводной — Александр. Зачитывает про себя: «неуравновешенный, агрессивный после неудач». Зато у Александра есть фантазия, эмпатия. Он и в Баторе всем помогал. Он всю эту вечернику и устроил. Вместе с товарищами даже Серегу из психушки вытащил, чтобы вместе со всеми отпраздновать первый день самостоятельной жизни. Он и местную «звезду» Лесю без памяти любит.

Сане и взрослые, и девушка любимая говорят, что неправильно жить с отсутствием горизонта планирования.

А где этот горизонт, если в самостоятельной жизни их никто не ждет? Поэтому гуляй, Саня, сегодня на последние! Трать скудное «единовременное пособие». Объясняйся в любви под белой снежной крупой Лесе.

Кадр из фильма «Королевство»

Кадр из фильма «Королевство»

Что тебе светит, кроме черных риелтеров, которые ноги сломают и отберут крохи жилплощади, выделенные вам государством. Опекуны обманут, проедят-пропьют твои последние… И после казенного дома тебя ждет скорее всего совсем другой казенный дом.

Зато сегодня можно мечтать…

Стать популярной и опубликовать свои самодеятельные стихи.

Стать стилистом-парикмахером. Построить дом с навесным потолком и барной стойкой. Попробовать каперсы. Съездить в Кингисепп. Влюбиться в дом смерти.

Им страшно. И идти им некуда. Они останутся в королевстве Батор. Устроят из чужой усадьбы неприступную крепость.

Но даже в самые раскаленные страхом трагические минуты эти генералы песчаных карьеров будут смешно-безрассудно-волшебно мечтать о невозможном, неосуществимом будущем.

Режиссер фильма Татьяна Рахманова сняла короткометражку на схожую тему — «Мой брат Бэтмен». Она тоже о кризисе и травмах юного возраста. Старший брат Миша пытается смягчить боль потери родителей для младшего — семилетнего Сережи. Сережа верит в Бэтмена. И тогда Миша надевает маску и черный плащ. Так они и гуляют по городу. Теперь Сережа не один: рядом с ним супергерой, который защитит от любой беды. От недобрых прохожих. От въедливого священника. Они создают собственный хрупкий мир, который вот-вот разрушится.

«Королевство» — ее полнометражный дебют.

Кадр из фильма «Королевство»

Кадр из фильма «Королевство»

Фильм шероховатый, с рыхлой драматургией, словно сшитый на живую нитку, без наметки. Словно все происходящее — импровизационная игра. Но с цепкими деталями, запоминающимися характерами.

Картина снята в документальной стилистике. Камера замечательного мастера Алишера Хамидходжаева как будто полностью растворилась — как в неигровом кино по разбежкинскому методу наблюдения. Алишер — мастер «растворять» камеру, будто ее нет вовсе.

Если говорить об аналогиях, мне это кино напомнило отличный, предельно честный документальный сериал «Сироты» Алексея Суховея — целый кинороман о группе подростков, только что вышедших из детского дома. И не понимающих, как жить в этой чужой и непонятной им взрослой жизни. И один из важных фильмов 90-х «За день до» Негребы и Борецкого, интимного и страшного кино о высокой цене, заплаченной героями за выживание. О празднике у порога смерти.

В ролях: Игорь Филиппов, Иван Решетняк, Дарья Каширина, Полина Гурьянова, Даниил Стриганов, Алексей Нилов, Елизавета Лобачева, Андрей Ильин, Станислав Шадчин и другие. Почти все артисты — дебютанты.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Ледяная сказка из морозильника

Ледяная сказка из морозильника

«Фрау» Любови Мульменко — нежное кино о несостоявшейся любви

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow