В то время, начиная с осени 2020 года, когда в Беларуси массовые протесты обернулись такими же массовыми репрессиями, Украина стала чем-то вроде перевалочной базы для белорусов. Туда было проще всего уехать — пограничное пересечение Беларуси, России и Украины, когда-то называвшееся «Три сестры», оказалось весьма удобным. Нужно было добраться на попутке до российской территории, а там — спокойно идти в Украину. Белорусы могли находиться на украинской территории 180 дней. Потом нужно было выехать на такие же 180 дней, а после можно было снова въезжать. Но про вторые 180 дней никто и не думал: полгода — достаточный срок, чтобы убежавший с одним рюкзаком человек смог прийти в себя и спокойно решить, что делать дальше. Например, попросить визу в посольстве Польши в Киеве (тогда, несмотря на пандемию и режим локдауна, Польша открыла границу для белорусов, а гуманитарные визы выдавала им на основании простого заявления на имя консула: прошу выдать визу в связи с усиливающимися репрессиями (опасностью ареста, угрозами, политической обстановкой — не важно). Одни получали визы и ехали в Польшу, другие за это время понимали, что предпочтут переждать тяжелые времена в Украине, и обращались за убежищем или видом на жительство.
После разгрома редакций независимых белорусских изданий разнообразные фонды поддержки планировали создать именно в Киеве хаб, где смогли бы спокойно работать уничтоженные в Беларуси медиа. Никто из белорусов, к слову, не думал, что ожидание перемен растянется на годы и перейдет в отчаяние, большинству казалось, что вот еще совсем чуть-чуть — и режим Лукашенко рухнет, как подкошенный. Не рухнул. Зато случилось совсем другое.
Банковскую карту Евгении Долгой в Украине заблокировали 25 февраля 2022 года. Тогда всем белорусам независимо от их резидентского статуса заблокировали счета — точно так же, как и россиянам. Долгая отправила в банк СМС: