Сюжеты · Общество

Ума «пилорама»

Москвичи организовали в Приморье очередной цифровой сервис, который не работает. А до этого — много где еще

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Компания «Цифровое Приморье», оператор недавно попавших под санкции платных парковок во Владивостоке, снова стала источником скандала. Более 30 так называемых «умных остановок» во Владивостоке — под угрозой демонтажа. Дело в том, что «приморская» компания с интересной московской родословной не заплатила генеральному подрядчику, а тот, в свою очередь, не расплатился с десятком субподрядчиков, которые стоят с протянутой рукой — кто на пороге ЦП, а кто уже и в суде. И вполне вероятно, что пассажирам скоро придется ждать автобуса буквально под открытым небом. И все бы ничего, если бы корни «Цифрового Приморья» не вели к влиятельным федеральным бизнесменам, которые занимаются одним и тем же в разных регионах.

Умная остановка во Владивостоке. Фото: Антон Иванов / ТАСС

«Умные остановки»

Это один из 30 сервисов, которые компания «Цифровое Приморье» запустила вместе с администрацией города. В каждом из полусотни (такую цифру называла мэрия) павильонов кроме, собственно, крыши, стенок и лавочки, что для Владивостока уже немало, должны были оказаться интерактивные экраны, а на них — и наглядная карта города с перемещающимися в режиме реального времени автобусами, и информация для туристов, и табло со временем прибытия транспорта, и бесплатный Wi-Fi, и USB-разъемы для зарядки телефонов, и «экстренная кнопка» «112». Планировалось, что они запустятся до конца весны 2022 года. В мае во Владивостоке мэрия выставила на торги одним лотом 30 остановочных павильонов, в которых планировалось запустить мелкую торговлю, и в некоторых она даже началась. Всего же в регионе «умных остановок» планировали поставить 87, каждая стоит более 2 миллионов.

Об «умных остановках» вещали долго и преимущественно с восторгом. Даже планировали организовать в 30 из них торговлю продуктами питания (сэндвичи, соки, кофе) — заработало только 11 точек.

Сейчас около десятка компаний, работающих «на проекте», оказались без денег, потому что с ними не рассчитался генподрядчик «Брейн Хаус», а ему не дало денег «Цифровое Приморье» (ЦП). Которое, кстати, отчитывалось все последние месяцы о прекрасной собираемости «дани» с платных парковок (то есть деньги вроде есть).

На прошлой неделе, по данным наших источников, руководство ЦП получило ультиматум от мэрии: уже установленные павильоны надо либо оплачивать, либо демонтировать и отвезти на склад временного хранения. Срок уже вышел. Пока тишина…

Деньги и остановки

Подряд на установку 87 (кстати, сначала говорили о 88, потом одна куда-то делась) «умных остановок» в четырех городах Приморья, 282 миллиона рублей, без боя отдан ноунейму — убыточному в 2020 году ООО «Брейн Хаус», тоже из Москвы. При этом нигде они не «светятся», даже в местных СМИ о них не пишут.

«Умные остановки» выполнены по типу и схемотехнике «теплых остановок», которые уже в 2020 году ставил «Ростелеком». Только эти — открытые и в два раза дороже. В 2021 году был дан старт производству павильонов, но уже в августе 2022-го появились новости о том, что «из-за санкций» работы приостановлены. Смонтировали 12 остановок вместо 87 (10 в Уссурийске, две — во Владивостоке) и решили сосредоточиться хотя бы на столице региона. 

Кстати, даже те, что смонтировали к августу, не подключили к электросетям, так что «ума» этих павильонов пассажиры не увидели. Кое-где «умные» остановки поменяли на «глупые». Тогда же администрация города рассказала о смене подрядчиков на приморских.

Источники «Новой», хорошо знакомые с ситуацией, говорят: «Брейн Хаус» удержался. Сменились субподрядчики.

«И — главное — денег за остановки от «Брейн Хауса» местные подрядчики так и не увидели. Общая задолженность — более 50 миллионов рублей. Но в суды идут пока немногие. Не верят, что «Цифровое Приморье», компания с такой государственной поддержкой, может «кинуть». ЦП не платит «Брейн Хаусу», те, в свою очередь, не платят местным», — говорит источник.

Арбитражный суд Приморского края в июне частично удовлетворил иск индивидуального предпринимателя Борисова Вячеслава Анатольевича — постановил взыскать 10 283 000 рублей задолженности по трем договорам подряда (плюс 73 467 рублей госпошлины): за работы по обустройству подгорной стены и фундамента на остановках в Уссурийске и Владивостоке. Сейчас идет еще одно заседание, где истцом выступает ИП Борисов, а ответчиком — «Брейн Хаус», сумма требований — еще почти 4 миллиона рублей.

Также в арбитраж пошел «Порттелеком», 8 сентября выиграл одно дело по долгам за услуги связи — 352 тысячи (то есть даже такую в сущности «мелочь» — и то не платят). И 6 октября — еще одно выигранное в первой инстанции дело, на 505 тысяч. За «монтаж электрического кабеля воздушным способом от точки энергоснабжения… до [распределительного щита] в помещении остановочных павильонов сервиса «умная остановка» информационной̆ системы «Цифровое Приморье» в г. Владивосток». Стоимость работ — 6 480 000 рублей, оплачены из них оказались не все.

И ведь понятно, что у «Брейн Хауса», которое выбрали для работы с остановками, своих денег нет. Средства им должна давать компания «Цифровое Приморье», концессионер.

Фото: соцсети

Что такое «Цифровое Приморье»

Компания «Цифровое Приморье» зарегистрирована в январе 2020 года. Как раз после того, как в 2019 году на Восточном экономическом форуме договорились о создании сети платных парковок. В целом это предприятие сосредоточено на создании и обслуживании сервисов, связанных со сбором, хранением, обработкой и передачей цифровой информации. Сейчас таких сервисов, судя по сайту компании, три десятка, а именно: 

  • «единая карта учащегося», 
  • «карта приморца», 
  • «умные» светофоры, 
  • платные паковки, 
  • уличное видеонаблюдение, 
  • весовой контроль, 
  • этноуроки, 
  • школьное питание, 
  • мониторинг транспортных потоков и многое другое. 

Если вкратце, особых восторгов работой этих предназначенных для граждан инструментов не слышно.

Сегодня гендиректором ЦП записана юрист Наталья Лагутина, а до 6 февраля с.г. управлял фирмой Сергей Кушнырь. Он бывший депутат заксобрания Приморья от ЛДПР, но известен не своей скромной политической карьерой, а бизнесом. Так, в частности, до 2022 года Кушнырь работал операционным директором строительной компании «Мирах», которая возводила и возводит дома в Уссурийске и Владивостоке. А еще раньше создал приморский бизнес-поисковик IPrim, руководил и руководит рекламными компаниями, по которым его и знают. Фактически он отвечает за получение рекламных денег.

Сергей Кушнырь. Фото: zspk.gov.ru

Но вообще-то ООО «Цифровое Приморье» — это не уникальная приморская история, в которую вмешались москвичи, увидевшие в регионе поле возможностей для развития цифровых сервисов, улучшающих жизнь граждан и помогающих властям. Это скорее «большая пилорама», которая дошла и до восточных окраин страны.

Откуда ноги растут

В прошлом в числе учредителей ЦП значились приморское ООО «Вега» (рекламная кампания еще одного депутата от ЛДПР Елены Викдоровой) и Любовь Бабаева. Последняя в крае известна как директор и учредитель бизнеса, связанного с добычей полезных ископаемых, лесозаготовкой, ресторанами. Но главное, кто там сейчас главенствует.

А сейчас главенствуют учредители «Цифрового Приморья» — московские ООО «УК Дальневосточный фонд высоких технологий» (с которым все более или менее понятно: его «родители» — ВЭБ РФ и УК Роснано) и ООО «Бонас».

Учредителями «Бонаса» являются уже известный нам Сергей Кушнырь и Анастасия Олеговна Никонова — дочь бизнесмена Олега Бадеры и учредитель 12 организаций разного профиля, связанных с папой. В частности, ООО «Бонас», ООО «Бонн», «Аргус» и так далее.

А вот Бадера — это по-настоящему крупная рыба, которая крохами сыта не будет. 56-летний уроженец Керчи, с 2017 года — генеральный директор ЗАО УК «Интеллектуальный город». Бывший советник замминистра транспорта РФ. С 2005 по 2007 год — главный конструктор Комплекса автоматизированного управления дорожным движением в Москве. С 2002 года — председатель правления ГК VessoLink, которая в свое время была первым российским коммерческим оператором пейджинговой связи. На основе разработанной «ВессоЛинком» информационной системы впоследствии заработал сервис «Пробки в Москве», будущие «Яндекс.Пробки».

Олег Бадера. Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС

«Цифровое Приморье» — совместное предприятие «ВессоЛинка» и Дальневосточного фонда высоких технологий. Последнее — это инвестфонд, созданный в 2018 году фондом развития Дальнего Востока, РОСНАНО и Российской венчурной компанией. «Инвесторами проекта [ЦП] выступили ДФВТ и частная Группа компаний «ВессоЛинк». Общая сумма инвестиций в проект составит более 5 млрд рублей, включая банковское финансирование, в течение срока действия концессионного соглашения — 12 лет», — сообщали в полпредстве.

Условия концессии — в открытом доступе. Соглашение заключено без конкурса в марте 2021 года и на 12 лет. Концессионер заплатил в бюджет города единовременную концессионную плату — 1000 рублей. И будет платить 15% от суммы дохода от платных парковок ежеквартально. По условиям концессии, срок создания и ввода в эксплуатацию всего объекта (всех сервисов ЦП) — 12 месяцев с даты подписания соглашения. То есть 12 апреля 2022 года все уже должно было заработать. 

Ну, допустим, платные парковки запущены только в ноябре, а с остановками до сих пор беда.

Почти 3 миллиарда привлечет концессионер, позже на него ляжет модернизация сервисов. Край — 1,8 миллиардов, 650 миллионов — Владивосток, 201 — Уссурийск, 162 — Находка, 159 — Артем («города присутствия» ЦП). То есть, если вчитаться в документы, удовольствие для бюджета не бесплатное. Более того, концессионер получает из бюджета компенсацию издержек и прибыль — 20% от стоимости затрат на создание и эксплуатацию системы. Это почти 7,1 млн.

ЦП — лишь одна из многих подобных компаний в разных точках страны, ведь (цитируя сайт «Деловой России», где Бадера входит в генсовет) «приоритетным направлением для ГК «ВессоЛинк» является внедрение в регионах Российской Федерации проекта «Цифровой регион» на основе государственно-частного партнерства (концессионного соглашения) в рамках программы «Цифровая экономика» с учетом принятых федеральных стандартов».

Парад недовольных

А что же там за федеральные стандарты? Может быть, это какая-то сугубо региональная проблема Приморья, а у других все работает? Может быть, не надо грешить на уважаемых московских людей?

«ВессоЛинк» с этого года работает в Севастополе. Там граждане жаловались, что не получается заплатить за парковку вообще никак. Вернее, деньги отправить — получается (через СМС там или паркомат), но вот оплата не проходит. А это автоматически означает штраф. При этом концессионный договор на 12 лет правительство Севастополя с «ВессоЛинк» заключило еще в 2016-м. В систему электронной фиксации нарушений ПДД и оборудования платных парковок сразу было вложено 900 миллионов рублей. 25% от всех штрафов и платежей за парковку забирало ООО «Безопасные дороги Севастополя». 

По поправкам в этот договор все затраты на камеры (включая кредит) компенсирует городской бюджет. Забавно, что во Владивостоке, например, ЦП получает аж 85% от всех «парковочных сборов».

Владивосток. Платная парковка. Фото: соцсети

Всего же в Севастополе на платные парковки и видеофиксацию выделили почти 6 млрд рублей, в Крыму — 7,2 млрд (на полуостров тоже зашел «ВессоЛинк»).

Или вот Ростовская область, где «дочка» «ВессоЛинка» также организовывала платные парковки (конкурс проводили даже не на «Госзакупках», а на сайте администрации). На паркоматы жаловались, а сейчас они вообще отключились из-за санкций. 

Полгода ГИБДД, концессионер и администрация города не могли договориться и принять соответствующие нормативные акты, а из-за этого даже нельзя было законно выписывать штрафы.

А в Костроме люди жалуются на работу системы оплаты проезда в общественном транспорте (ее выстраивало «Аргус сервис», компания Бадеры-Никоновой): с банковских карт идут странные списания, система «бесплатных пересадок» не работает, пенсионерам не засчитываются льготы и так далее.

Даже однокурсник Путина их не победил

Вообще забавно, что всюду заходят только структуры, которые замыкаются на одного человека. Можно подумать, никто больше не в силах организовать хотя бы плохонькую сеть платных парковок.

Так, в иске к Минэкономразвития представители компании «Интегралинвест» просили признать концессионное соглашение ничтожным и обязать министерство экономического развития Приморского края провести конкурс на официальной̆ электронной̆ площадке www.torgi.gov.ru. Третьим лицом как раз привлекли ЦП, которое реализовывает концессионное соглашение, на этапе создания объекта оцененное в 4 791 652 047 рублей и увеличенное после переговоров до 5 047 452 233. Дело рассматривал с мая 2021 года арбитражный суд Приморского края.

«Заявитель полагает, что министерство нарушило порядок применения норм концессионного законодательства, незаконно отклонило заявку ООО «Интегралинвест» о готовности к участию в конкурсе на заключение Концессионного соглашения, не имело правовых оснований для принятия решения об осуществлении процедуры заключения Концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой̆ о заключении Концессионного соглашения без проведения конкурса», — писал истец. Который в итоге ушел несолоно хлебавши.

А истец-то непростой, с интересами на Дальнем Востоке. «Интегралинвест» напрямую связан с петербургским бизнесменом Виктором Хмариным, о котором еще в 2013 году «Форбс» писал как об однокурснике Владимира Путина (это подтверждал и Дмитрий Песков) и супруге двоюродной сестры президента Любови Кругловой. 

Виктор Хмарин-младший. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Сын Хмарина, Виктор, кстати, возглавил в 2020 году «Русгидро». Более того, Хмарин-старший, будучи председателем попечительского совета Союза землеустроителей России, разрабатывал стратегию сопровождения программы «Дальневосточный гектар» и лично сопровождал ее принятие Госдумой. То есть буквально: однокурсник Путина, не последний в России человек, «ВессоЛинк» победить не смог.

А в чем же схема

Работает это примерно так. Бадера со своими предприятиями «заходит» в регионы для создания цифровых сервисов. Без которых все мы просто умрем — ну куда же приморцы без «карты приморца» или «умных» светофоров, которые, мягко говоря, не особо умны.

Чиновники возразят (как уже возражала мэрия Владивостока, оправдываясь, почему 85% денег от платных парковок идет «Цифровому Приморью»): так ведь регион-то ничего не платит за создание этих великолепных цифровых сервисов, предприятие создает их за свои деньги! А вот и нет. 

Ставят они все эти сервисы на условиях концессии — региону предстоит много лет выплачивать сумму, кратно превышающую фактические затраты.

Но и деньги «ВессоЛинк» вкладывает, конечно, не свои (откуда свободные 5 миллиардов?), а кредитные. Кредитует «Цифровое Приморье» аж целый АБ «Россия». Источник «Новой» в общем-то и называет выход на деньги этой близкой к руководству страны организации едва ли не единственной заслугой Олега Бадеры. Среди владельцев банка издание «Форбс» называет Юрия Ковальчука, Геннадия Тимченко, Алексея Мордашова, Сергея Ролдугина и других уважаемых людей.

Тот факт, кто кредитует концессионера, особенно нигде не подчеркивается, но особо и не скрывается. Так, в июне 2021 года председатель правительства Приморья Вера Щербина на ПМЭФ встречалась с руководством банка «Россия». Председатель правления Михаил Клишин тогда рассказывал: «Два года назад мы помогли реализовать аналогичный проект в Севастополе. Например, в рамках проекта сделали для горожан единую социальную карту».

Собственно, каждый раз это выглядит одинаково: 

«ВессоЛинк» заходит в регион, договаривается с правительством о концессии. Создается ООО, где в учредителях кто-то от региона и кто-то от «ВессоЛинка». Ну точнее не кто-то, а всегда Анастасия Никонова.

Как правило, губернаторы от цифровых сервисов бесконечно далеки, поэтому можно напеть им в уши совершенно любые сказки о том, как чудесно работает то, что вообще не работает. Для закрепления полученного эффекта можно пообещать какие-нибудь «космопорты». Типа, прости господи, беспилотного аэротакси для доставки грузов из центра Владивостока в аэропорт. Бадера лично обещал губернатору Кожемяко, что Приморье будет первым регионом с таким аэротакси. «Здесь нужно и с законодательством работать, и поддерживать это направление деятельности, решать вопросы», — говорил он (а Кожемяко слушал и поручал заместителям «проработать возможность для реализации этой инициативы»). 

Тоже, наверное, концессия будет.

Приморье