Сюжеты · Политика

«Катастрофический прецедент»

Адвокатов Навального Вадима Кобзева, Игоря Сергунина и Алексея Липцера арестовали, обвинив в участии в экстремистском сообществе

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела

Адвокат Вадим Кобзев в суде. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Утром, 13 октября, соратники оппозиционера Алексея Навального сообщили, что силовики пришли с обысками к трем адвокатам политика. По предварительной информации, следственные действия ведутся в рамках дела об экстремистском сообществе.

Обыски прошли у адвокатов:

  • Вадима Кобзева,
  • Игоря Сергунина,
  • Алексея Липцера.

Также силовики нагрянули в коллегию адвокатов «Далет», куда входит адвокат Навального

  • Ольга Михайлова. Сейчас она находится за границей.

После обыска троих адвокатов задержали в качестве подозреваемых. 

13 октября должно было состояться заседание в Покровском суде Владимирской области по двум искам Навального: о незаконном принуждении к труду и о незаконном водворении в ШИЗО. В суд к политику должен был приехать адвокат Кобзев. Об обыске у защитника Навальный узнал от журналистов перед слушаниями.

цитата

Алексей Навальный в суде:

«Уважаемый суд, только что поступила информация, которая, конечно, прекрасно характеризует не только мой процесс, но и вообще состояние законности в России. Как и в советские времена, преследуют не только политических активистов и превращают их в политических заключенных, но и их адвокатов». 

Заседание отложили на 1 ноября.

Адвокат Алексей Липцер. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

По данным телеграм-канала BRIEF, со ссылкой на источник в силовых структурах, уголовное дело против адвокатов Навального готовилось несколько месяцев, им якобы вменяют то, что

они будто бы помогали политику «руководить запрещенной экстремистской организацией ФБК, помогая ему переписываться со сторонниками и давать им указания» из колонии.

Правозащитный проект «Первый отдел» выпустил заявление, в котором назвал обыски у адвокатов Навального незаконными.

реакция адвокатов

«Это абсурд. Адвокаты не участвуют в деятельности своих подзащитных, какой бы она ни была, — они обеспечивают им защиту, право на которую закреплено Конституцией РФ. Нынешние обыски и задержания создают еще один катастрофический прецедент, согласно которому адвокаты тех, кто обвинен в воровстве, являются соучастниками кражи, а тех, кого подозревают в убийстве, — потенциальными соучастниками убийств. Это нелепо, абсурдно и противоречит принципам права и гражданского общества».

По мнению сотрудников «Первого отдела», репрессии в отношении адвокатов — это попытка оставить без защиты самого Навального, а также давление на политика и его близких. Команда юристов напомнила о Конституции РФ. Там сказано: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Действия российских властей «попирают право, нарушают конституцию и здравый смысл», — заключили в «Первом отделе».

Как сообщает «Коммерсантъ FM», Федеральная палата адвокатов России проверит обоснованность преследования защитников Навального.

Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник назвал ситуацию с задержанием коллег «чрезвычайным происшествием».

«Когда появятся уже более конкретные данные, будем делать выводы по существу. Формальные требования УПК соблюдены, поскольку была информирована Московская палата, ее представители присутствовали на обыске. Но, конечно, адвокатам будет обеспечена профессиональная защита», — добавил Резник.

Басманный суд Москвы арестовал Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина и отправил их в СИЗО на два месяца — по подозрению в участии в экстремистском сообществе.

Адвокат Игорь Сергунин в суде. Кадр: Татьяна Васильчук / «Новая газета»

Слушания по каждому делу проходили в разных залах и в закрытом режиме — так потребовало следствие. Обвиняемые вину не признали. Они уверены: причина задержания и ареста — их профессиональная деятельность.

После заседания адвокат обвиняемого Кобзева Андрей Гривцов сказал: «С меня взята подписка о неразглашении данных предварительного расследования, и с учетом того, как привлекают сейчас адвокатов к уголовной ответственности, — у нас есть очень большие риски. Прошу понять».