Очевидные приоритеты
Внимательное чтение документа под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» позволяет предположить, какую именно экономику планирует построить правительство, чтобы обеспечить «выполнение задач», поставленных политическим руководством.
Большинство комментаторов сосредотачивается на анализе параметров федерального бюджета, но с точки зрения макроэкономики более показателен консолидированный бюджет, т.к. он учитывает расходы субъектов/регионов и внебюджетных фондов.
Почему консолидированный бюджет дает более верное представление о приоритетах правительства? Например, расходы на здравоохранение только на 25% (1,6 из 6,7 трлн руб. общих расходов) формируются через федеральный бюджет. В то время как расходы на «выполнение задач» формируются из федерального бюджета на 100%, а расходы на «национальную безопасность» — более чем на 92%.
В целом же в соответствии с проектом бюджета на 2024-2026 гг. расходы консолидированного бюджета РФ в 2024 году могут вырасти на 13,9% г/г — до 68,7 трлн руб. по сравнению с ростом на 9,4% г/г в 2023-м и 17% г/г в 2022-м.
На чем правительство предполагает экономить?
Например, на том же здравоохранении. Федеральным бюджетом предусмотрен рост расходов на 10% за три года, но в консолидированном бюджете номинальный прирост расходов на медицину составляет 30%. Что такое 30% за три года?