Комментарий · Политика

Брить бороду — и в тюрьму!

Как российские власти запугивают клириков, выступающих против замены православия культом войны

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: URA.RU / TASS

«На территории Покровско-Тихоновского храма г. Славянска-на-Кубани прошел обыск с участием вооруженных сотрудников СОБР. Была изъята техника, церковные деньги и др. предметы. Связь временно не работала», — такое сообщение появилось 7 октября на официальном сайте Южно-Российской епархии Российской православной церкви (РосПЦ) — одного из «осколков» Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), не признающих РПЦ Московского патриархата.

События, о которых сообщает епархия, имели место еще 3 октября, и о них распространялась противоречивая информация. Журналистам не удавалось установить связь ни с главой епархии (и настоятелем храма) 86-летним архиепископом Виктором (Пивоваровым), ни с его помощником, иеромонахом Ионой (Сигидой). Распространялись слухи, что архиепископ пропал без вести, а о. Иона посажен в тюрьму. Сегодня мы можем восстановить более-менее полную картину происшедшего и разобраться в причинах инцидента — уже не первого в истории этой общины и лично архиепископа Виктора.

«Люди всё понимают…»

В официальном сообщении епархии отмечается, что пожилого священнослужителя предупредили о перспективе уголовного дела по ст. 280.3 УК РФ — за «повторную дискредитацию» ВС РФ. Однако пока архиепископ не задержан — у него изъяли телефон, деньги и некоторые документы. Власти считают, что Виктор впервые «дискредитировал» ВС РФ в своей проповеди 19 февраля нынешнего года, когда он говорил с амвона о «несправедливости захватнических войн». Во время проповеди в храме оказалась некая женщина, которую клирики и прихожане не видели ни до, ни после. Услышав слова архиепископа, она пригрозила ему неприятностями и вышла из храма. Вскоре туда прибыли полицейские, которые составили протокол, а местный суд назначил иерарху штраф 40 тысяч рублей по ст. 20.3.3. КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан»).

Архиепископ Виктор (Пивоваров). Фото: соцсети

Антивоенная позиция «альтернативного» иерарха — закономерный плод его долгой антисоветской (шире — антисистемной) жизни. Он родился накануне Большого сталинского террора, в феврале 1937 года, в небольшом селе на Алтае, был крещен тайным катакомбным священником. В 50-е в доме Пивоваровых поселился катакомбник Яков Аркатов, который, можно сказать, сформировал мировоззрение юноши. Виктор бросил учебу в техникуме (чтобы не вступать в комсомол), отслужил в армии и поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию. Правда, окончить ее будущему иерарху не дали — за то, что он открыто выступил против «агентов безбожия» и КГБ среди высшей иерархии РПЦ.

Начался его страннический путь по разным епархиям и приходам, где он неофициально трудился просто рабочим или сторожем: путь к рукоположению с «волчьим билетом» был закрыт, да Виктор и сам не стремился.

В 1984 году РПЦЗ анонимно издала в Монреале его труд «В объятьях семиглавого змия», обличающий советскую власть и Московскую патриархию через призму пророчеств Апокалипсиса. Толкование этой самой загадочной книги Библии Виктор до сих пор считает своей главной богословской задачей.

После того, как в начале 90-х в России появились легальные приходы РПЦЗ, в то время категорически не признававшей Московскую патриархию, в 56-летнем возрасте Виктор наконец принял рукоположение в сан священника от эмигрантского епископа Варнавы (Прокофьева). В те же годы о. Виктор построил на частном участке в Славянске-на-Кубани скромный храм, в котором служит по сей день. Когда в начале нулевых РПЦЗ начала распадаться под воздействием «спецоперации» по ее присоединению к Московской патриархии, Виктор стал епископом одного из «осколков» Зарубежной церкви, не принявших этого присоединения.

Его архиерейская хиротония состоялась в 2003 году в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших в Париже. В результате дальнейших разделений «осколков» РПЦЗ архиепископ Виктор остался вне каких-либо синодов — религиоведы выделяют его группу, состоящую примерно из десятка общин, в отдельную церковную юрисдикцию — РосПЦ(В).

Свою бескомпромиссную позицию объясняет просто: «Мне скоро на тот свет, я должен свою паству предупредить, чтобы они ни влево, ни вправо не склонялись». Вспоминая о своем общении с полицейскими и следователями в феврале-марте, он утверждает, что «в душе» те солидарны с архиепископом. Показательно, что деньги за штраф для владыки собирали не только прихожане, но и простые жители Славянска-на-Кубани, которые не ходят в его церковь: «Люди незнакомые стали приходить из города… Говорят: вот деньги — заплатите. Они всё понимают».

Контакты с силовиками, не очень приятные для пожилого священнослужителя, начались в 2014 году, когда Виктор соответствующим образом охарактеризовал события в Крыму. Сейчас он делится со всеми интересующимися своими пророчествами о ядерной войне а еще архиепископ ждет своего ареста либо убийства. Говорит, что не боится их в своем возрасте — наоборот, если станет мучеником, то больше людей услышат его слово и задумаются над «тайной беззакония».

«Не дашь пароль — сбреем бороду!»

Архиепископ Виктор (Пивоваров) и иеромонах Иона (Сигида). Фото: соцсети

Вернемся к событиям в славянском храме 3 октября, главным героем которых стал помощник владыки, 40-летний иеромонах Иона (Сигида). Как он рассказывает, силовики постучали в храм в шесть утра. Когда о. Иона открыл двери, его повалили на пол, прижав спину коленом — так, что тяжело стало дышать. Омоновцев было человек десять, они были в бронежилетах, с автоматами, разговаривали грубо. Бесцеремонно входили в алтарь, сбрасывали на пол священные сосуды с престола и жертвенника. Затем повели иеромонаха в церковный дом, где еще несколько раз ударили его, требуя отдать все телефоны и сообщить пароль от компьютера. О. Иона пытался отказаться, ссылаясь на 51-ю статью Конституции, что вызвало смех и нецензурные реплики со стороны правоохранителей. Дальше они повели себя нестандартно, в духе Союза воинствующих безбожников: 

иеромонаху вывернули нос, принесли ножницы и бритву, угрожая лишить его бороды и усов. Получив таким способом доступ к компьютеру, силовики обнаружили, что о. Иона посещает украинские новостные сайты. Это вызвало новый приступ агрессии: «Ты нацист, фашист!»

Завершив обыск, который проводился в подчеркнуто жестком стиле, полицейские вывели о. Иону на улицу, где двое неизвестных молодых людей, назвавшихся понятыми, подписали протокол о том, что иеромонах «оказывал сопротивление законным требованиям сотрудников полиции». Иеромонаха доставили в ИВС, а 4 октября повезли в Славянский районный суд, где судья Наталья Ковальчук сначала вернула протокол правоохранителям, но затем рассмотрела его и приговорила о. Иону (в миру — Илью Сигиду) к двум суткам административного ареста по ст. 19.3.1 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудникам полиции»).

После освобождения 6 октября о. Иона рассказал, что на допросах силовиков интересовали причины и цель написания им статьи «Культ войны». Очевидно, вопрос о следующем обвинении — в «дискредитации» ВС РФ — не снят с повестки дня.

Когда корреспондент «Новой» позвонил о. Ионе, голос у него был подавленный и говорил он очень тяжело. Видно, что испытал шок и практически не спал последние трое суток.

«Культ войны» против остатков христианства

Антивоенная статья о. Ионы появилась на сайте епархии 28 сентября. Она не о политике, а о богословии и библейских пророчествах — из книги пророка Даниила и из Апокалипсиса. Трудно не заметить, как они сбываются на наших глазах — даже те, на которые раньше не обращали внимания.

Иеромонах выдвигает тезис «Культ войны — это неотъемлемая часть всех тоталитарных античеловеческих режимов» и начинает с пророчества Даниила (Дан. 11:36-37) о правителе, который будет внедрять этот культ: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества… и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех».

В фокусе критики о. Ионы Московская патриархия. По его мнению, перерождение РПЦ произошло после Великой Отечественной войны, когда советскими священниками стали демобилизовавшиеся красноармейцы, которым ничто не мешало становиться и агентами КГБ. 

Нынешняя милитаризация Московской патриархии началась еще до событий 2014 года, когда вышел требник (богослужебная книга) с очень неожиданным «чином благословления воинских оружий».

Он выглядит так: «Оружие заносится в храм, полагается перед амвоном, то есть перед царскими вратами, на покрытом столе, как некая святыня, и священник или епископ, выйдя из алтаря и покадив оружие крестообразно, начинает читать молитвы».

Традиционно по такому ритуалу церковь освящала лишь священные предметы типа богослужебных сосудов, а оружие запрещала вносить в храм. Византийский император Феодосий говорил на Третьем Вселенском соборе (431 г.): «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда, однако, входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие». О. Иона обращает внимание на слова из требника об использовании оружия ради «защиты истины Христовы», усматривая в них «попытку превратить Церковь в орудие земного насилия».

В статье отмечается, что в угоду неоимперской милитаристской идеологии РПЦ придумала новый чин святых — «праведных воинов», которого в церкви никогда не было. 

Да, в святцах встречаются мученики с прозвищами «Воин» или «Стратилат», но эти прозвища употребляются лишь для того, чтобы отличать их от других святых с теми же именами, и указывают на род их занятий до совершения ими христианского подвига.

13-е правило св. Василия Великого отлучает от причастия на три года воинов-христиан, вернувшихся с войны. Первым представителем нового чина о. Иона считает адмирала Федора Ушакова, канонизированного РПЦ по инициативе митрополита Кирилла (Гундяева) в 2004 году. Сегодня синод уже патриарха Кирилла заявляет о подготовке к канонизациям адмирала Нахимова и генералиссимуса Суворова, девальвируя церковные святцы до некого аналога советского списка общенародных героев.

Более чем малый остаток

Иеромонах Иоанн (Курмояров). Фото: телеграм-канал «Сибирь.Реалии»

За минувшие полтора года в России было возбуждено около тысячи уголовных дел по статьям о «дискредитации ВС РФ» и о «распространении недостоверной информации» о тех же ВС. Среди их фигурантов есть и представители «альтернативного» православия. Самый яркий пример такого рода — иеромонах Иоанн (Курмояров) из Санкт-Петербурга, принадлежащий к той ветви РПЦЗ, которая имеет центр в Одессе (РПЦЗ(А)). Несмотря на раскаяние подсудимого, Калининский районный суд Петербурга отправил о. Иоанна в колонию на три года. «Фейком» признано чисто религиозное суждение о том, что в раю находятся блаженные души, а «блаженны миротворцы».

Епископа еще одной «альтернативной» церкви Сергия (Агеева) из Псковской области обвиняют в «создании религиозного объединения, посягающего на жизнь и здоровье». 

РПЦ начала вести официальный список «лжесвященников, в том числе раскольников», явно апеллирующий к правоохранительным органам.

Клирики, пострадавшие за заповедь «блаженны миротворцы», имеются и в РПЦ — как правило, в их отношении власти ограничиваются административными наказаниями. Это, например, священник Иоанн Бурдин из Костромы, священник Иоанн Коваль из Москвы и знаменитый опальный протодиакон Андрей Кураев. Но в процентном отношении число верных Евангелию православных клириков в России оказалось ничтожно мало: единственное церковно-антивоенное обращение в феврале прошлого года, написанное очень осторожно и лояльно, подписали всего 294 клирика. Это примерно 0,5% от общего числа духовенства РПЦ.