КомментарийКультура

Расписались в беспомощности

Как РПЦ отключилась от решения карабахского конфликта

Расписались в беспомощности

Православный храм в Шуше после обстрела в 2020-м году. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

В течение 35 лет РПЦ заявляла о себе как о посреднике в переговорах по карабахской проблеме. Но как только наступил момент «окончательного решения карабахского вопроса», РПЦ самоустранилась. После 24 февраля 2022 года она вообще выглядит очень «отстраненно» — из всей актуальной мировой и российской повестки иерархов интересует только специальная военная операция.

После стремительной «спецоперации» Азербайджана 19–20 сентября около 120 тысяч карабахских армян собираются покинуть родину. Возможно, завершается более чем 2000-летняя история армянского присутствия и армянской культуры на землях Арцаха. История, которая вобрала в себя и 35 лет вооруженного конфликта, когда РПЦ выступала модератором межрелигиозного диалога о примирении между Армянской апостольской церковью (ААЦ) и Духовным управлением мусульман Кавказа.

Заявление патриарха Кирилла по поводу «восстановления суверенитета Азербайджана над Нагорным Карабахом» сводится к гордости за беспомощность РПЦ. Она «предпринимает все возможные усилия», «содействует диалогу между религиозными общинами и народами», ей даже «многого удалось добиться». Правда, максимум, что может предложить Кирилл Армении и Азербайджану прямо сейчас, это «жить в безопасности и свободно исповедовать на законных основаниях веру своих предков».

Между тем существует высокая вероятность того, что эта война не остановится на Карабахе: Азербайджану стратегически важно обеспечить транспортный коридор в свой нахичеванский эксклав, через который лежит путь к главному союзнику — Турции…

История правильных слов

РПЦ подключилась к «карабахскому процессу» 4 марта 1988 года, когда патриарх Пимен официально выразил католикосу всех армян Вазгену I свою озабоченность ростом насилия в регионе. Спустя два месяца при участии Совета по делам религий при Совете министров СССР в Ростове-на-Дону прошло собрание духовных лидеров Кавказа, по итогам которого приняли документ о «мирной совместной жизни в единой советской семье».

После распада СССР Московская патриархия выдвинула себя в качестве самостоятельного субъекта международных отношений: в 1993-м патриарх Алексий II провел встречи с Вазгеном I и главой Духовного управления мусульман Кавказа шейхом Аллахшукюром Пашазаде, результатом которых стало рождение трехстороннего формата, почти дожившего до наших дней. В его рамках три религиозных лидера порядка 10 раз встречались в Даниловом монастыре, принимая разного рода заявления, обращения и послания к президентам и народам.

Самым монументальным документом из этой серии стала «Бакинская декларация» 2010 года, составленная уже под эгидой патриарха Кирилла на Всемирном саммите религиозных лидеров. Религиозные лидеры подчеркнули недопустимость «вооруженной стадии армяно-азербайджанского конфликта», «возврата к военным путям решения» и инициировали прекращение «отчуждения» между народами Армении и Азербайджана.

Как пророчество звучат слова из «декларации»: «Война, если ее продолжать, не будет иметь конца».

Вообще документы этого трехстороннего формата любопытны.

  • Например, в обращении 2000-го года лидеры перечисляют причины войны: «Пропаганда этнического превосходства, унижение национальных чувств».
  • В заявлении 1993 года предупреждают желающих пострелять: «Каждая новая жертва отдаляет мирное решение существующих споров и вовлекает в конфликт новых и новых людей». И далее: «Насилие, чинимое над мирными жителями, является особо тяжким грехом и бесчестием для каждого, кто в нем участвует».
  • Или: «Считаем крайне важным, чтобы политики, журналисты, общественные деятели воздерживались от проявления негативных эмоций по отношению к любому народу и распространяли идеи примирения, согласия и сотрудничества».

Трудно поверить, что все эти тексты еще не так давно подписывал патриарх РПЦ.

Защита по интересам

Армения была первым государством античного мира, которое приняло христианство в качестве государственной религии (301 год). До сих пор влияние Армянской церкви в стране чрезвычайно велико, а древнейшие святыни армянского христианства (монастыри IV века Гандзаса, Амарас и Цицернаванкс и XIII века Гтичаванк и Дадиванк) расположены на территории Арцаха.

Среди жертв нынешней войны не только древние святыни, но и «живые храмы» — христиане: например, 13–14 сентября прошлого года были расстреляны на камеру несколько десятков армянских пленных, а сегодня опасность угрожает карабахским мужчинам, работавшим в госаппарате Арцаха и служившим в силовых структурах. Более того, 19 сентября этого года были расстреляны российские миротворцы, за что глава Азербайджана Алиев принес извинения Путину. По формулировке Бакинской епархии РПЦ, эти православные христиане погибли «в результате трагической случайности… во время возвращения с наблюдательного поста». Епархия 24 сентября отслужила панихиду по ним в кафедральном соборе в Баку.

Читайте также

Генпрокуратура Азербайджана подтвердила гибель 6 российских миротворцев за один день в одном селе Карабаха

Генпрокуратура Азербайджана подтвердила гибель 6 российских миротворцев за один день в одном селе Карабаха

Там, где это совпадает с «геополитическими» интересами Кремля, Московская патриархия встает (словесно) на защиту гонимых христиан. Этому посвящен целый раздел на ее официальном сайте. Он заполнен трагическими новостями из Кении, Нигерии, Египта, Уганды, Пакистана… Но на первом месте, разумеется, Украина, где, если верить РПЦ, христиане гонимы больше, чем где-либо (под христианами тут понимаются только последователи Московского патриархата — верные Украинской православной церкви, католики и протестанты не в счет). К разряду гонений относятся судебные процессы о возвращении музеев-заповедников под управление государства, об агитации клириков за присоединение Украины к РФ или голосования приходских собраний за смену канонической юрисдикции (не в пользу Москвы).

А вот разрушение Святогорской лавры, оказавшейся в зоне боевых действий, или прилет повреждения Преображенского собора Одессы гонениями не считаются.

Путин, перечисляя 21 февраля прошлого года свои претензии к Украине, говорил о намерении не допустить «расправу и над Украинской православной церковью Московского патриархата».

А вот про Армению как-то нечетко все объясняется.

Храм в Карабахе. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Храм в Карабахе. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

РПЦ не с Арменией. Из-за Пашиняна?

В состав РПЦ входят как Бакинская епархия, объединяющая 7 храмов, 2 часовни и несколько общин без собственных помещений, так и Ереванская епархия, объединяющая 4 храма. Если последняя хранит гробовое молчание, то первая высказывается весьма активно и агрессивно. После кончины в 2021 году управляющего епархией архиепископа Александра (Ищеина) она не имеет своего архиерея, а временно управляется Пятигорским архиепископом Феофилактом, гражданином РФ. От имени епархии высказывается ее секретарь и настоятель кафедрального собора архимандрит Алексий (Никоноров).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

цитата

Позиция епархии РПЦ в Баку (из высказываний архимандрита Алексия)

  • «Азербайджан осуществляет антитеррористические меры, точечные по легитимным целям… фактически хирургические меры».
  • «Единственной силой, способной взять на себя заботу о мирном населении Карабаха, обеспечить им достойное проживание является Азербайджанское государство, которое на протяжении 30 лет со времени восстановления суверенитета стабильно демонстрирует заботу и поддержку для представителей всех народов и всех религий, проживающих в мире на нашей земле!»

О. Алексию вторят в комментах его прихожане:

  • «Во всех храмах Божьих, все в Азербайджане молимся за души шахидов и за здравие пораненных воинов наших!»

Может быть, это связано с особенностями политического режима Азербайджана, но

Бакинская епархия РПЦ никогда не сомневалась в том, за кого молиться и кого поддерживать. Несмотря на то что по другую сторону линии фронта — братья-христиане. Конкретная политическая лояльность для РПЦ важнее абстрактного религиозного братства.

После 44-дневной войны 2020 года архиепископ Александр тепло поздравлял Ильхама Алиева с «освобождением оккупированных земель», а в первую годовщину «победы в Отечественной войне» в бакинском соборе, украшенном флагами с полумесяцем, отслужили молебен «о великом господине нашем победоносном президенте и верховном главнокомандующем Ильхаме Гейдаровиче».

Создание Ереванской епархии РПЦ в 2021 году было явно политическим актом: патриарх Кирилл посылал сигнал Кремлю, что он тоже осуждает выбор армянским народом прозападного лидера Никола Пашиняна. Ранее РПЦ уважала древнейшую автокефалию Армянской церкви и не назначала епископов на ее территорию, тем более что 4 русских прихода в Армении могут спокойно прожить и без отдельной епархии (для сравнения: Московская епархия РПЦ включает 1227 храмов). Управлять епархией назначили политически активного и подкованного митрополита Леонида (Горбачева), шире известного как «экзарх Африки». В своем телеграм-канале он эмоционально комментирует ход СВО или перевороты в Африке, но в упор не замечает переживаний паствы в Армении.

Читайте также

«Волки и лжецы»

«Волки и лжецы»

РПЦ начала вторжение в Африку. Какими неприятностями это грозит Московской патриархии?

Единственным иерархом РПЦ, выступившим с «неформальной» реакцией на трагедию Арцаха, стал гражданин Франции, замуправделами патриархии епископ Савва (Тутунов). Для него эта трагедия — повод напомнить о величии русского народа. А армянский народ сам во всем виноват: отверг матушку-Россию и выбрал Пашиняна, сделав «шаг к прекращению своего существования». Савва делится своими ожиданиями двухлетней давности: «Казалось тогда, вот-вот древний армянский народ встряхнется, проснется, поднимет голову, скинет прах со своих плеч и изберет такую власть, которая будет защищать Армению». Совсем другое дело — Россия: ее власть — это «чудо Божие и Его милость над нашим народом».

Замена армянской идентичности

Примерно 30 храмов и монастырей на территории Нагорного Карабаха составляют Арцахскую епархию ААЦ — преемницу древнего католикосата Кавказской Албании. Кроме того, в российском военном городке на территории аэропорта Степанакерт построен храм РПЦ. Тема Албанского католикосата стала в последние годы главным инструментом «христианской» антиармянской пропаганды Азербайджана. Согласно современной азербайджанской версии, карабахские армяне — это не армяне, а арменизированные кавказские албанцы (а эти албанцы, которые ныне называются удинами, стали одним из элементов этногенеза азербайджанского народа). Удин, сохранивших свою особую идентичность, сейчас всего 10 тысяч, они компактно проживают в том числе и на севере Азербайджана. В начале IV века Кавказская Албания была вторым государством, которое вслед за Арменией приняло христианство. Его население говорило на языках дагестанской семьи, но его письменным и богослужебным языком стал армянский. В VII веке Кавказскую Албанию поглотила Персия, а автокефальная Албанская церковь вошла в Армянскую, с которой она имела одинаковую доктрину (ААЦ не приняла догмат IV Вселенского собора о двух природах Христа, который исповедуют православные, в том числе РПЦ).

На территории монастыря Татев. Сергей Мальгавко / ТАСС

На территории монастыря Татев. Сергей Мальгавко / ТАСС

С XV века престол Албанского католикоса в составе ААЦ находился в монастыре Гандзасар в Арцахе, и лишь в конце XIX века статус этого католикосата понизили до рядовой епархии Армянской церкви. К тому времени удины Карабаха полностью этнически слились с армянами, а удины Азербайджана продолжали считать себя отдельным народом, но посещали армянские церкви. С их закрытием в начале 90-х они стали тяготеть к РПЦ, но зарегистрированная в 2003 году удино-албанская христианская община Азербайджана все же настаивает на своих догматических отличиях от греко-русского православия. Глава этой общины Роберт Мобили так формулирует азербайджанский «албанский» нарратив: «Сотни албанских храмов были либо разрушены, либо присвоены армянами… Сегодня Азербайджан по религиозно-национальной толерантности может служить примером для всех стран».

Читайте также

Они пишут новую Библию

Они пишут новую Библию

Единые учебники по истории и российской государственности — проповедь эклектичной религии, в которой нет Бога, но есть государство

После войны 2020 года община провозгласила свою юрисдикцию над армянскими храмами на «освобожденных» территориях, но богослужения в них не начались, поскольку у удин нет ни священников, ни своих переводов богослужебных книг, ни прихожан на бывших территориях Арцаха.

Азербайджанские власти негласно обсуждают с Константинопольским патриархатом, расположенным на территории Турции (в Стамбуле), создание автокефальной Азербайджанской церкви на основе отрыва от РПЦ Бакинской епархии и создания удинских общин при бывших армянских храмах, считающихся теперь «албанскими». В апреле 2021 года патриарха Варфоломея в Стамбуле посещал «главный по религии» в Азербайджане шейх Пашазаде. Ожидается ответный визит патриарха в Азербайджан.

…РПЦ «не заметила» не только катастрофы армянского христианского населения в Арцахе. Еще более громким является ее молчание по поводу страданий, которые переживает христианское население Украины. На официальном сайте РПЦ имеется специальный раздел «Соболезнования патриарха».

Кирилл сочувствует

  • жертвам наводнения в Ливии,
  • землетрясения в Марокко,
  • взрыва на АЗС в Махачкале,
  • оползня в Грузии,
  • ДТП в Кизлярском районе,
  • стрельбы в школе в Уганде,
  • лесных пожаров в Абайской области Казахстана…

Но Украины в этом разделе нет.

В эпоху СВО Московская патриархия перестала говорить каким-либо особым, отдельным от пропаганды голосом, представляющим многовековую религиозную традицию — что по украинскому вопросу, что по армянскому. Проповеди патриарха теперь всегда затрагивают тему смерти — только гибель с оружием в руках, учит он, «смывает все грехи, которые человек совершил». Конфессии, связавшей себя с такой идеологией, едва ли удастся вернуться на международную арену в виде целостного субъекта.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow