18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!
Фёдор Тютчев, 1867 г.
Между тем начало современной российской политической истории было оптимистично.
4 и 18 марта 1990 года прошли выборы народных депутатов РСФСР. Это были первые по-настоящему свободные выборы на территории СССР. И если Съезд народных депутатов СССР избирался (26 марта 1989 года) в значительной части по квотному принципу, где решающий вес имела квота КПСС с голосованием на пленуме ЦК, а на пути независимых депутатов к выборам в округах стояли региональные отборочные собрания партхозактива, которые решали, включать либо нет кандидата в бюллетень для голосования, то выборы Съезда народных депутатов РСФСР стали для граждан России первым опытом реальной демократии. Они проходили в свободной конкурентной борьбе.
Консервативная партийная номенклатура СССР и РСФСР не смогла оказать на результат этих выборов решающего влияния, хотя многие представители той элиты также стали депутатами. Именно тогда люди почувствовали свою силу, а созданные органы власти — Съезд и затем избранный из его состава Верховный Совет РСФСР — почувствовали опору на граждан.
Это было ключевое событие российской (и советской) общественно-политической жизни, предопределившее многие последующие достижения, поражения и конфликты.
29 мая 1990 года Борис Ельцин (с третьей попытки, с перевесом всего в три голоса) при альтернативном голосовании был избран председателем Верховного Совета РСФСР. Он стал руководителем самого легитимного органа государственной власти на территории СССР.
Верховный Совет РСФСР и его председатель стали ключевым звеном в системе только создаваемой российской и приходящей в состояние кризиса союзной власти.
12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, предусматривавшую приоритет российских законов над союзными. Это был прямой шаг к союзной конфедерации. Именно день 12 июня был объявлен Борисом Ельциным главным государственным праздником Российской Федерации.
Через месяц, 12 июля 1990 года, на XXVIII (последнем) съезде КПСС Борис Ельцин выступил с публичной критикой КПСС и ее генерального секретаря Михаила Горбачева и объявил о своем выходе из Коммунистической партии. Можно сказать, что вместе с Ельциным как первым лицом рождавшегося нового российского государства из состава КПСС, с ее политической территории вышла и РСФСР. Начинается знаменитая «война законов» между РСФСР и СССР.
Но в тот момент еще сохранялся шанс на согласованные действия союзных и российских властей.
Между руководством РСФСР и СССР достигается договоренность о разработке совместных мер по проведению экономических реформ в СССР на основе программы «500 дней», предложенной Борису Ельцину как программа реформирования экономики России. Рабочей группой руководят академик Станислав Шаталин и заведующий сводным экономическим отделом Совета Министров СССР Григорий Явлинский.
Явлинский назначается заместителем председателя Совета Министров РСФСР и председателем Государственной комиссии по экономической реформе. К 1 сентября 1990 программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР.
Одновременно по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Н. Рыжков заявил, что в случае его непринятия он уйдет в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачев предложил объединить две программы в единую программу президента СССР, что было невыполнимо ни политически, ни экономически. 17 октября 1990 года Г. Явлинский подал в отставку.
Следуя логике власти, Верховный Совет РСФСР во главе с Ельциным принял ряд ключевых законов, определивших направление дальнейшего развития республики, в том числе 24 декабря 1990 года — Закон «О собственности в РСФСР». Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика сделала еще один шаг к автономной от СССР государственности.
17 марта 1991 на всероссийском референдуме было принято решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием («за» проголосовало 54% от общего числа избирателей). Личность главного претендента на эту должность была известна.
12 июня 1991 года Борис Ельцин был избран президентом РСФСР, получив 45 552 041 голос избирателей, или 57,3% от числа принявших участие в голосовании. Поддержанный властями СССР и лично М. Горбачевым Николай Рыжков получил только 16,85% голосов. Вместе с Борисом Ельциным был избран вице-президент России — Александр Руцкой, лидер депутатской группы (фракции) Съезда народных депутатов РСФСР «Коммунисты за демократию», в состав которой вошли члены КПСС, не согласные с ее руководством и сделавшие ставку на Бориса Ельцина.
10 июля Борис Ельцин оставил пост руководителя Верховного Совета.
С 10 по 17 июля 1991 года безрезультатно прошли шесть туров выборов председателя Верховного Совета РСФСР, основными кандидатами были:
29 октября 1991 года пост председателя Верховного Совета РСФСР официально занял Руслан Хасбулатов, работавший первым заместителем председателя Верховного Совета с 5 июня 1990 года.
С этого момента фактическая полнота власти на территории РСФСР перешла к лицам и органам, напрямую избранным народом. В отличие от российских, союзные органы власти были не столько избраны, сколько сформированы, в том числе президент СССР М. Горбачев был избран депутатами Съезда народных депутатов СССР, значительная часть которых прямые выборы вообще не проходила. Родившаяся на прямых выборах российская власть была более легитимной, чем союзная. В глазах общества (и преимущественно на деле) союзная власть была властью номенклатуры.
Совершенно неизбежно в повестку дня встал вопрос о политической реформе СССР. Болезненный и противоречивый новоогаревский процесс (по названию резиденции президента СССР, где шли переговоры союзных властей с республиканскими) должен был завершиться компромиссом в августе 1991 года, но значительная часть советской партийно-хозяйственной элиты не согласилась с перераспределением полномочий и неизбежной децентрализацией власти. Не имея в своем распоряжении никаких рычагов фактического влияния на российскую власть, они относительно тайно создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и 19 августа 1991 года осуществили захват власти в СССР.
Президент СССР М. Горбачев был изолирован в Форосе, единственной легитимной властью в Москве были Верховный Совет РСФСР и президент РСФСР.
Именно их выборность, понимание людьми того факта, что ГКЧП противодействует законно избранной народом власти, и решило судьбу путча.
Путч не получил народной поддержки, публичных защитников у ГКЧП не оказалось, а предпринятые путчистами судорожные меры по ограничению свобод довели общественное возмущение до критического и вывели народ на улицу.
Подавление путча стало звездным часом и для Бориса Ельцина, и для Александра Руцкого, и для Верховного Совета РСФСР. Российская власть при поддержке активной части общества показала себя и дееспособной, и эффективной.
Но именно преодоление путча, в котором решающую роль сыграли российские власти, а союзные выглядели частично недееспособными (М. Горбачев), а частично узурпаторами (ГКЧП), сделало неизбежным политический распад СССР.
Путч спровоцировал вереницу деклараций о государственном суверенитете союзных республик. Обсуждавшаяся еще считаные дни назад большинством республиканских лидеров как вполне реальный компромисс идея новой союзной конфедерации за несколько дней стала нежизнеспособной.
Коллапс политических властей СССР резко обострил экономический кризис. К осени 1991 года экономика Советского Союза была практически неконтролируема и находилась в состоянии стихийного падения. Правительство СССР существовало, но не управляло. Центр власти реально сместился к руководствам союзных республик, которые по понятным причинам были в большей степени озабочены республиканскими, а не союзными задачами. Полномочия принимались правительствами союзных республик на себя по факту, и остановить этот процесс власти СССР — ни президент, ни правительство — уже не могли. У них не было для этого ни политических, ни экономических рычагов. Тем не менее М. Горбачев предпринял последнюю попытку противодействия распаду СССР.
24 августа 1991 года для оперативного управления народным хозяйством СССР был создан Комитет по разработке и проведению экономической реформы во главе с Иваном Силаевым. Михаил Горбачев назначил Григория Явлинского, Аркадия Вольского и Юрия Лужкова заместителями председателя комитета в ранге вице-премьеров.
Возглавляемая Г. Явлинским рабочая группа подготовила «Договор об экономическом сотрудничестве между республиками СССР» с целью сохранения единого экономического пространства и рынка СССР вне зависимости от того, какую политическую форму примут отношения между республиками.
Договор был парафирован 18 октября 1991 года в Алма-Ате представителями 10 республик, однако Борис Ельцин выступил против нового политического образования, заявив, что в одиночку Россия сможет быстрее перейти к рынку. Наблюдатели в большинстве своем считают, что речь у Ельцина шла не о переходе к рынку, а о форсированном переходе к режиму личной власти. После отказа России от участия в реформистском проекте он утратил смысл.
М. Горбачев без согласия России уже не имел для реализации союзной программы политических рычагов и — по сути — политического пространства. Б. Ельцин, в свою очередь, не имел для реализации этой программы политических мотивов.
В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов РСФСР, объявил о начале экономических реформ и своем решении лично возглавить правительство РСФСР. В руках Ельцина оказалась сконцентрирована де-факто вся полнота экономической власти в России в период острейшего экономического и социального кризиса.
Никакой единой стратегии реформ не было, и этот вопрос с Верховным Советом не обсуждался. Б. Ельцин видел реформатором (а в ближайшей последующей перспективе — триумфатором реформ) одного человека — себя, а в команду реформ был готов брать только тех людей, кто соглашался с его безусловным и бесспорным лидерством.
Нет сомнений, что в тот момент Ельцин не представлял себе ни масштаба и риска предстоящих преобразований, ни глубины грядущего экономического спада, ни драматизма ожидающих страну социальных потрясений. Искать широкий консенсус по вопросу реформ ни с Верховным Советом и Съездом депутатов, ни с обществом как таковым первый президент России не был намерен.
Именно с этого момента обострились прежние и проявились новые противоречия между президентом РСФСР и Верховным Советом.
Ситуация осложнялась весьма противоречивым устройством системы государственной власти в РСФСР, унаследованной Российской Федерацией.
Конституция РСФСР была изначально конституцией союзной республики в составе СССР. Многочисленные заплаты, с помощью которых Конституцию 1978 года едва ли не ежедневно пытались адаптировать к новой политической и экономической реальности, не могли изменить ее природы — это была конституция советской власти, а новые поправки только обостряли противоречия между «телом» основного закона республики и новыми функциями ее властей, для обеспечения которых принимались эти поправки.
Советская власть не предусматривала системы разделения властей.
По сути действовавшей тогда системы власти, советы всех уровней были полновластными хозяевами положения, а подчиненные им исполкомы всех уровней, начиная с правительства, не имели самостоятельного пространства для действий и не могли предпринять ничего существенного без решений советов.
Более того, система республиканской и любой нижестоящей власти была изначально настроена на роль КПСС и ее структурных подразделений как «руководящей и направляющей силы»; при однопартийной системе устройство правящей партии было ключевым, а устройство представительной и исполнительной власти — второстепенным, подчиненным.
После ликвидации «партийной надстройки» произошла быстрая и вынужденная коррекция функций власти под систему советов/исполкомов, когда роль партийных структур была скоропалительно и достаточно хаотично распределена между представительными и исполнительными структурами власти. При этом в соответствии со ст. 104 Конституции высшим органом государственной власти в РФ оставался Съезд народных депутатов.
Это был принципиальный момент в истории России. По сути дела, стоял вопрос о выборе пути развития страны на длительную перспективу — в сторону парламентской республики (к чему тяготело тогдашнее формальное конституционное устройство РСФСР и в существенной части общество) или в сторону президентской республики (к этому склонялись сам Борис Ельцин и его окружение, а также часть политической элиты, связанная с силовыми структурами).
Выход был в любом случае один — обсуждение и принятие новой Конституции либо через Конституционное совещание, либо через референдум (всенародное голосование).
Вопрос о реформе системы власти должен был быть разрешен как можно скорее и как можно более безболезненно политически, но нарастающий тотальный экономический кризис отодвинул вопрос о государственной реформе на второй план.
Необходимо понимать, что еще несколько месяцев после августа 1991 года политическая судьба СССР висела в воздухе и чаши весов колебались. Но ни в союзной, ни в республиканских элитах не оказалось достаточно влиятельной политической силы, которая выступила бы за сохранение и обновление СССР и убедила в необходимости этого власти если не всех, то большинства союзных республик, в первую очередь — руководство России.
1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР предоставил президенту Б. Ельцину дополнительные полномочия сроком на 13 месяцев и позволил ему лично возглавить правительство.
Ряд прямых и закрытых консультаций между главами союзных республик привел к тому, что 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств между РСФСР, БССР и УССР, что фактически означало распад СССР. Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
12 декабря 1991 года Соглашение о создании СНГ и другие подписанные вместе с ним документы были ратифицированы Верховным Советом РСФСР, одновременно им был расторгнут Союзный договор 1922 года.
21 декабря 1991 к Соглашению о создании СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Они подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ.
Судьба СССР была решена окончательно.
25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР переименовывает РСФСР в Российскую Федерацию (Россию).
25 декабря 1991 года в связи с отставкой президента СССР Михаила Горбачева и состоявшимся распадом СССР Борис Ельцин стал полновластным правителем России.
Уход союзных властей с политической сцены окончательно открыл дорогу для разработанных еще осенью 1991 года группой Бориса Ельцина экономических преобразований, позднее получивших название «шоковая терапия».
2 января 1992 года вступил в силу указ Бориса Ельцина о либерализации цен в России. Но облегчения это не принесло. В страну пришла галопирующая инфляция, сбережения граждан были обесценены в течение нескольких дней, цены и курсы валют выросли в разы за считаные недели, начался спад производства и поток неплатежей, государственный аппарат поразила коррупция.
Экономические проблемы обострили кризис внутрифедеративных отношений, фактически Россия оказалась на пороге кризиса государственного суверенитета и территориальной целостности. Мощная инерция распада СССР на фоне нарастающих экономических проблем активизировала сепаратистские настроения. Татарстан отказался платить налоги в федеральный бюджет и обсуждал введение собственной валюты, Чечня заявила о непризнании суверенитета РСФСР на своей территории.
Борис Ельцин смог убедить абсолютное большинство глав регионов принять Федеративный договор, который был подписан 31 марта 1992 года и 10 апреля включен в Конституцию России как неотъемлемая ее часть. За рамками договора на момент его подписания оставались только Татарстан и Чечня.
Продолжение следует
{{subtitle}}
{{/subtitle}}