— Сергей Николаевич, эти кадры смотрят и военные, и обычные люди в мирных городах. Есть ли разница между этими группами?
— Про солдат говорить проще. Они участвуют в боевых действиях. Да, они фиксируют эти кадры, но они же эти сцены видят и без камеры в силу своего занятия. Это их боевой опыт, и такое видео на них никак не воздействует. Тут для исследователя интереснее, что они собой представляют как участники социальных сетей и что они выкладывают там в погоне за «лайками». Ими руководят те же мотивы, которые движут популярными в сетях кулинарами или красотками.
Но по воздействию на аудиторию это очень негативное явление. Определенная часть людей начинает воспринимать этот контент как «примеры». Еще 20 лет назад были написаны работы, анализирующие появление жестокости у животных. Отмечали, что вроде бы поведение хищника обусловлено его специализацией в пищевой цепи. Но в какой-то момент охота из абсолютно прагматического, утилитарного действия превращается в иное — начинает некоторым особям нравиться из-за мучения жертв. Это в том числе относилось и к обезьянам.
Эти работы вызвали в научной среде серьезную дискуссию. Спорили, можно ли называть этот процесс научением жестокости. Но как минимум он был привыканием.
Существуют исследования о привыкании людей к жестокости. Например, рассматривалась история конкретного немецкого карательного батальона. После уничтожения местечка в Польше, где были убиты все жители, в основном дети, женщины и старики, многие бойцы напились, испытывали тяжелые страдания. На второй экзекуции они уже меньше переживали, на третьей — еще меньше. Когда их решили перевести на Украину, командир отметил в журнале: некоторые солдаты интересуются, разрешат ли им заниматься на Украине тем же, чем и в Польше.