КомментарийОбщество

Паническая атака

Нужно ли включать систему оповещения в случае налетов беспилотников? Почти 90% соучастников «Новой» считают: да. А эксперты?

Паническая атака

Фото: Сергей Петров / News.ru / ТАСС

Редакция «Новой газеты» опросила своих Соучастников об их отношении к опасности, которую создают не прекращающиеся налеты легких беспилотников ВСУ дальнего действия на европейскую часть России. Особенно много атак прошедшим летом проведено на Москву и Московскую область. Из опрошенных 35,6% ощущают легкую тревогу, а 20% серьезно обеспокоены. Уверены в том, что власти обязаны оповещать население об атаках, 89,2%. Мы решили спросить на этот счет экспертов.

Коэффициент эффективности

Беспилотные летательные аппараты становятся все более сложными объектами для визуального или радиолокационного обнаружения. Их бортовые системы наведения становятся все более устойчивыми к воздействию радиотехнических средств борьбы. Снижается и высота их полета, и эффективная площадь рассеяния (показатель заметности для радаров). Это снижает эффективность борьбы с ними с помощью классических систем ПВО, особенно при использовании их в городах и на пересеченной местности.

Если подсчитать количество БПЛА ВСУ, попавших куда-нибудь (их крайне мало), и тех, что не смогли пролететь мимо российской ПВО в мае-июле, то коэффициент эффективности ПВО ВС РФ, согласно данным, опубликованным в российских СМИ, в том числе и в специализированных, окажется весьма высоким — 0,75. Например, по данным прессы США, коэффициент эффективности ЗРК Patriot в боевых условиях — 0,4‒0,6, а здесь цифры больше.

При атаках защищенных специальными способами военных объектов это неплохой результат — такие цели не всегда удается поразить даже при прямом попадании. Но при защите гражданских объектов — у гражданского населения возникают вопросы.

Поединок щита и меча

Главная задача всех беспилотников, которые ВСУ посылает в сторону Подмосковья, миновать зону армейской ПВО вдоль линии фронта. Далее обширная география России уже не позволяет насытить все регионы и города системами слежения и перехвата, как в зоне СВО, и часть беспилотников, минуя ПВО, пролетает вглубь территории. До Москвы чаще всего добирались две модели — винтовые UJ-22 и «Бобер».

Беспилотник UJ-22, военная выставка в Украине, 2021 год. Фото из открытых источников / Wikimedia

Беспилотник UJ-22, военная выставка в Украине, 2021 год. Фото из открытых источников / Wikimedia

Изготовитель постоянно совершенствует БПЛА, внося изменения в конструкцию в зависимости от полученного опыта. При этом важнейшая задача — не допустить резкого увеличения стоимости дрона.

Проще говоря, дешевизна — его главное свойство, оно важнее эффективности.

В наши дни дроны оборудованы в том числе инерциальными системами наведения (не слишком точными), которые уже не зависят от сигналов спутниковой навигации, которые легко заглушить. На самых последних моделях на взрыватели стали ставить замедлители: аппарат должен взорваться не снаружи цели, а внутри, спустя полсекунды после удара.

Компания «Укроджет» готовится к выпуску нового БПЛА — UJ-23 Topaz. Это уже реактивный аппарат. Заявлено, что его скорость до 800 км/час на максимальной высоте и до 600 км/час у поверхности. То есть он летит в 5‒7 раз быстрее винтовых БПЛА.

Беспилотник нового поколения UJ-23 Topaz

Беспилотник нового поколения UJ-23 Topaz

Пока все, что мы знаем о Topaz, скорее похоже на анонсы и рекламу. Проблемы, встающие перед конструкторами, вознамерившимися построить фактически аналог крылатой ракеты с небольшим боезарядом, по умолчанию в разы сложнее, чем при сборке винтового БПЛА из импортных комплектующих. Однако вооруженный конфликт на Украине дал оборонной промышленности России и Украины такие стимулы и спровоцировал такие скорости изменения техники и тактики ее применения, что военным надо быть готовым ко всему.

По утверждениям конструкторов, Topaz может лететь на высоте 50 м. Это самый сложный для ПВО профиль — современные системы видят и перехватывают такой аппарат только на очень близком расстоянии. Но в то же время и управление на высоте ниже 50 м скоростным БПЛА самолетного типа становится очень сложным, добиться гарантированной надежности конструкторам из-за этого тяжело.

Ближайшие месяцы покажут, произойдет ли смена поколений в дальних БПЛА ВСУ. Пока заявленная дальность полета Topaz — 400 км.

Если такой аппарат все же появится на вооружении ВСУ в массовых количествах, времени на обнаружение и перехват его останется в семь раз меньше.

В течение трех последних месяцев принятыми армией и ВПК России мерами (при участии гражданских чиновников московского правительства) зоны ПВО Москвы были модернизированы. Это выразилось в том, что в столицу тихоходные дроны ВСУ с 23 августа не залетают. Но при групповых запусках отдельные экземпляры Topaz получат шанс прорваться, и «поединок щита и меча» продолжится.

Читайте также

Беспилотники как листовки

Беспилотники как листовки

Новые способы ведения боевых действия и военная пропаганда

Не пора ли написать?

Система оповещения в РФ существует давно, и включить ее не сложно. Она действует в составе МЧС и знакома практически всем гражданам по СМС-сообщениям на личные телефоны о предстоящих погодных аномалиях. При необходимости параллельно будут делаться рассылки через социальные сети, радио и телевидение. То есть никаких сирен никто включать не будет.

Вся система — продукт предыдущей эпохи — настроена на предупреждения о налетах бомбардировочной авиации и крылатых ракет. Когда ее создавали, БПЛА как средства нападения дальнего действия вообще не существовало.

В условиях эффективности ПВО и незначительных результатов атак дронов вопрос о целесообразности включения системы предупреждения МЧС об авианалетах в европейской части России отнюдь не праздный.

Когда наступит та черта, за которой необходимо оповещать граждан? В любой стране мира этот вопрос решает власть, и определение границы — сугубо политический вопрос.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В первую очередь при выработке решения принимаются во внимание не опасные для жизни свойства городской среды (бьющиеся стеклянные фасады, наличие легковоспламеняемых объектов, АЗС и так далее), а характеристики средств нападения противника и его готовность к налету. Первый показатель — массовость налета. При атаке от десяти БПЛА и более на один объект или группу очень близких объектов уже необходимо принимать решение.

Тревога в полном зале

Баланс необходимых мер и общественной опасности складывается в том числе и с учетом последствий внезапного объявления воздушной тревоги. Сюда включают вероятные ДТП, ущерб от несанкционированного перекрытия движения, потери рабочего времени, общую дезорганизацию городского хозяйства. Количество травм, полученных во время паники в местах массового скопления людей, может быть немалым. Это можно сравнить с последствиями крика о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра.

Кроме того, в крупных городах России необходимо определить места безопасного укрытия — без этого тревога вообще не имеет особого смысла. А много ли мы пока знаем о расположении убежищ, в которые должны спешить?

Разумеется, если власти когда-нибудь примут решение подключить систему оповещения МЧС на случай воздушных атак, им придется в обязательном порядке заранее распространить инструкции по действиям населения.

Опыт Израиля в России неприменим

Наши читатели в своих вопросах обращаются к опыту оповещения населения в Израиле. Эта страна фактически находится в состоянии войны со странами-соседями и не имеющими политических границ террористическими организациями долгие десятилетия. Необходимость защиты населения заложена не только в строительные нормы, но во все сферы управления и стала частью национального менталитета.

Жилой фонд Израиля (за исключением мест компактного проживания граждан арабского происхождения, которых никто не бомбит) давным-давно почти на 100% обеспечен бомбоубежищами, в том числе и частные дома. Перечень действий при объявлении тревоги закреплен в умах с детства. Такова судьба этого народа, но опыт его в России неприменим.

Израильское ПВО — инфраструктура «Железного купола». Фото: ZUMA/ ТАСС

Израильское ПВО — инфраструктура «Железного купола». Фото: ZUMA/ ТАСС

Очень важной особенностью является управление БПЛА ВСУ на дальних дистанциях. Даже если маршрут заложен в программу аппарата, а сам он не имеет никакой связи с внешним миром, он уже считается управляемым. Маршруты украинских БПЛА бывают довольно извилистыми, так как им необходимо преодолевать зоны ПВО на своем пути.

Для сравнения: система оповещения в Израиле построена на согласованной работе РЛС и вычислительных комплексов по всей территории, которые мгновенно рассчитывают траектории взлетевших с весьма близких территорий неуправляемых ракет. Ровно так же действуют, например, современные радары контрбатарейной борьбы. Далее система вычисляет места предполагаемого падения ракет и адресно рассылает предупреждения гражданам угрожаемых районов.

Если палестинская герилья или «Хезболла» полностью перейдут, как ВСУ, на управляемые по всему маршруту БПЛА (они делают такие попытки), израильским военным и ВПК придется значительно перестроить и системы оповещения, и ПРО «Железный купол».

Кроме того, вся территория Израиля в два раза меньше Московской области, а ВСУ производят и используют БПЛА с помощью оборудования и данных разведки НАТО. Это несопоставимая с противниками Израиля по компетенциям и промышленной мощи сила.

Таким образом, огромная территория России и небольшая плотность населения являются важными факторами, влияющими на выбор тактики обеими сторонами. Например, один из БПЛА, направлявшийся в Москву, первый раз обнаружили под Орлом (более 300 км). РЛС ПВО определила вектор полета, но в силу объективных обстоятельств его «не поймали». Далее этот аппарат летел вовсе не по прямой и обнаружил себя уже в Москве.

Однако крейсерская скорость БПЛА компании «Укроджет» — 120 км/час. Таким образом, на полет до столицы от Орла ему требуется не менее 2,5 часа. Это достаточное время для принятия мер ПВО района и оповещения жителей. А вот если скорость будет 600 км/час, как обещают создатели UJ-23, то на все останется полчаса. И это при условии, что обнаружат дрон фактически на границе с Украиной.

К тому же, если вы не наблюдаете за беспилотником на протяжении всего полета, предсказать заранее район его удара, даже если вы обнаружили дрон в середине маршрута, практически невозможно. Можно заранее предупредить граждан лишь о направлении полета, но тогда придется оповещать население на очень большой территории — в целых областях. Собственно, сегодня так и происходит на Украине.

Главный фактор — политическое самолюбие

Разумеется, российские власти не в восторге от идеи даже на короткое время отправить 15 миллионов жителей Москвы в метро, подземные переходы и подвалы из-за одного БПЛА (пусть даже скоростного), несущего, как нынешние модели, немногим более 3 кг тротила. Поскольку подавляющая часть атак на столицу была проведена по ночам или в нерабочее время, причин подключать оповещение МЧС еще меньше.

И определять нужный момент будут, конечно, не МЧС, а в Кремле, только там решат, стоит ли начинать оповещение. Дело в том, что первое включение системы оповещения о воздушной угрозе в столице может иметь весьма важное пропагандистское значение и сказаться на умонастроениях граждан.

опрос соучастников «новой газеты»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow