НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ СОЛОВЬЕВОЙ ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА СОЛОВЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ СОЛОВЬЕВОЙ ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА СОЛОВЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ.
Идея восстанавливать Донбасс за счет бюджетов регионов впервые прозвучала в мае 2022 года, когда на марафоне «Новые горизонты» российского общества «Знание» первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко заявил: «Сейчас президентом принято решение, что российские регионы возьмут шефство над районами, муниципалитетами Донецкой и Луганской народных республик».
В тот период речи о вхождении «ДНР» и «ЛНР» в состав России публично еще не шло, а Бюджетный кодекс не предусматривает возможности регионов перечислять миллионы на восстановление объектов за границей. Нет в законодательстве и понятия «шефство» в контексте бюджетной дисциплины. Однако губернаторы бросились записываться в шефы, опережая друг друга. К концу июня в списке оказалось уже 18 регионов. При этом в разговоре с РБК ни в одном из них не сумели внятно назвать источники финансирования и предполагаемый объем дотаций. Зато сумму назвал премьер «ДНР» Виталий Хоценко — он рассчитывал на 2 трлн рублей за два года.
Губернаторы же несколько плавали в теме: где-то рассуждали про внебюджетные источники — помощь бизнес-сообщества, где-то объясняли, что помощь окажут в натуральной форме — в виде техники, которую закупят местные предприятия, где-то — предлагали командировать в непризнанные тогда республики работников здравоохранения и жилкомхоза.
К моменту подписания акта о вхождении «новых территорий» в состав РФ шефами стали уже более 40 городов и областей. Некоторые объединились: Мариуполь строят заново Петербург с Тульской областью, Макеевку — ХМАО со Свердловской. Некоторые отметились повышенными обязательствами: Подмосковье взялось за Новоазовский и Тельмановский районы Донецкой области, Белгородская область — за Белоукраинский и Троицкий районы Луганской области, Краснодарский край — за «подконтрольные РФ районы Харьковской области», иные же получили подшефного в виде одного конкретного села или города. У Тюменской области — Краснодон, у Брянской — Брянка, у Самарской — Снежное, у Коми — Ровеньки.
Подобная шефская модель уже применялась после присоединения Крыма. Однако случилось это лишь после референдума, а в шефы отбирались приграничные регионы либо субъекты с высоким уровнем бюджетной обеспеченности, а не дотационные (как та же Коми).
При этом населенные пункты Крыма, естественно, ни от каких боевых действий не страдали и фундаментального восстановления не требовали.
В начале сентября телеграм-канал Komileaks сообщил, что при поддержке Коми в школе № 6 города Ровеньки Луганской области заменили систему отопления. Официальные СМИ республики обошли эту тему молчанием. Возможно, потому, что траты на подшефный город все чаще вызывают неоднозначную реакцию у жителей Коми.
Незадолго до этого, в конце августа, на сайте местного информационного агентства БНК под новостью о завершении ремонта водовода в Ровеньках появился такой комментарий:
Это типичное и довольно распространенное в республике мнение.
Не обошлось без замечаний о том, что Ровеньки дорого обходятся бюджету республики, а также намеков на распил контрактов.
При этом одна из главных коммунальных проблем в Коми — усинский водовод, на котором в апреле произошла авария, оставившая Воркуту, город с населением в 57 тысяч человек, без воды в 20-градусный мороз. Износ водовода составляет 98%, и о его замене в Коми говорят уже много лет. Но только говорят.
Бодрые рапорты об успехах на подшефных территориях — в то время как в республике аналогичные проблемы не решаются — неизбежно приводят к рассуждениям из серии «а чем мы хуже» или «у нас разруха, как во время войны».
Новостей о замене системы отопления в школе в подшефных Ровеньках на сайтах, связанных с региональной властью СМИ, уже не было — на фоне ситуации со школами в республике они смотрелись бы как издевательство. Не так давно закрылась школа в селе Чупрово Удорского района. Ее посещало всего пять учеников, и это следствие того, что с начала 2000-х население района сократилось вдвое.
Жители Печоры со своими жалобами на аварийное состояние школ в городе дошли до обращений к Путину, но ситуация фактически не изменилась. Школа № 4 была закрыта еще в 2019 году, однако капитальный ремонт в ней до сих пор не начат.
У республики часто не хватает средств на решение собственных проблем. Но больше 18 млн рублей на замену систему отопления школы в Ровеньках нашлось. И не только на нее.
В конце августа регионы-шефы начали рапортовать о сдаче в эксплуатацию многофункциональных центров — Россия покрывает новые территории сетью МФЦ, к которым будут прикреплены местные жители.
В Ровеньках за новый МФЦ благодарили Республику Коми. Так называемое Соглашение о сотрудничестве город в Луганской области и северный регион России заключили еще 22 июня 2022 года. «Город нам очень близок, это шахтерский город, где добывают антрацит, известный всему миру», — заявил тогда глава Коми Владимир Уйба. Он сообщил, что республика в Ровеньках будет заниматься сферой ЖКХ, ремонтировать дороги, котельные, школы, детские сады и учреждения здравоохранения. Уйба выразил надежду на многолетнее сотрудничество, прошелся по неонацистам, которые «убивают детей, матерей и ни в чем не повинных людей», и добавил, что республика оказывает помощь «совершенно бескорыстно и от всего сердца».
Уйба не соврал — поддержка подшефному городу оказалась действительно серьезной. С момента заключения соглашения на выполнение ремонтных и строительных работ в Ровеньках ушло почти полмиллиарда рублей. Согласно базе данных СПАРК, контракты на проведение работ в Ровеньках проводятся через АО «Коми холдинговая компания». В 2022 году это предприятие заключило два контракта на работы в Ровеньках на общую сумму более чем в 53,2 млн рублей, а в 2023 году — уже 27 контрактов, которые потянули почти на 400 млн рублей.
Заметим, речь идет только о строительных и ремонтных работах и только об одном заказчике. Примечательно, что раньше компания называлась «Корпорация по развитию Республики Коми», но название сменили, после того как в 2019 году замдиректора осудили за взяточничество.
В рамках контрактов «Коми холдинга» ремонтировали школу № 9, центральную больницу, жилые дома, котельные, теплосети, водоводы и, конечно, дороги. Директор Матвей Гегешко пообещал отремонтировать целых 5 км дорожного полотна.
Гегешко немного за 30. После окончания Государственного университета управления в 2012 году он сразу стал главным специалистом-экспертом Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Сейчас он также является членом совета директоров «Роскадастра» и членом первого органа контроля строительной компании «Иннополис» с уставным капиталом почти в 5 млрд рублей. «Коми холдингом» Гегешко руководит с конца 2020 года. Компания с уставным капиталом в 2,3 млрд рублей принадлежит Комитету имущественных и земельных отношений Республики Коми и является учредителем еще 14 стратегически важных для республики предприятий.
В начале 2021 года блогеры уверяли, что назначением на должность Матвей Гегешко якобы обязан личному знакомству со старшим сыном Уйбы Артемом, который после избрания отца главой республики приехал в Коми. Сам Владимир Уйба тогда объяснял, что Артем прибыл «помогать как сын».
«Новая газета» еще в 2020 году писала, какое значение для Владимира Уйбы имеет семья, и какое участие родственники принимают в разных коммерческих делах.
В Ровеньки отправляют стройматериалы, технику, дорогое оборудование.
Упомянутый «Коми холдинг» является учредителем АНО «Стратегическое взаимодействие». Эта некоммерческая организация была создана в июле 2020 года. В декабре 2022 года, по данным СПАРК, «Стратегическое взаимодействие» начало закупать в больших количествах строительную и дорожную технику, а также другое оборудование на сумму более, чем 330 млн рублей. В этом году закупки продолжились, и общая сумма достигла 610 млн рублей.
Есть и иные статьи расходов. Например, правительство Коми отчиталось о том, что за счет республиканского бюджета 500 детей из Ровенек отдохнуло в детских оздоровительных лагерях Краснодарского края. Какая компания в Коми курировала и заказывала эти поездки, неизвестно. Но прикинуть стоимость такого отдыха можно, если сравнить с Мурманской областью, где в рамках постановления о сотрудничестве региона и Приморского района Запорожской области центр образования «Лапландия» стал заказчиком услуг по отдыху и оздоровлению детей с новых территорий. Согласно базе данных СПАРК, на это ушло 13,7 млн рублей. Однако на сайте образовательного центра никакой информации о помощи детям из Приморского района вы не найдете. «Благодаря «Единой России» и шефам из Мурманска 195 детей из Бердянска и Приморского района отдохнули в Крыму», — сообщает «За!ТВ. Новости Запорожской области». Исходя из этой информации можно предположить, что Коми на те же цели могла потратить в 2,5 раза больше.
Кроме того, из Коми в Ровеньки регулярно отправляли бригады врачей для работы с местным населением. В феврале министр здравоохранения «ЛНР» Наталья Пащенко поблагодарила руководство Республики Коми за новый томограф NeuViz 16 essence. Среди прочего в Ровеньки послали вакуумную систему родовспоможения, шовные материалы, скальпели для операционных, ультрафиолетовые лампы, катетеры, расходные материалы, 40 многофункциональных кроватей, противопролежневые матрасы и много чего еще.
При этом саму Коми, несмотря на то, что ее глава — профессиональный организатор здравоохранения, бывший руководитель ФМБА России, не назвать лидером в области медицины. Напротив,
за 2022 год из больниц и поликлиник Коми уволились 96 врачей и 295 медработников, во многих деревнях и селах нет даже фельдшера.
Однако Владимир Уйба на июньской встрече с молодежью с удовольствием отчитывался о прорыве именно в луганском здравоохранении:
— Мы за год там просто перевернули отношение к жизни людей. Потому что у людей уже с 2014 года точно и до этого не было ни воды — ни горячей, ни холодной — вообще не было, потому что водопровод сгнил, и его никто не чинил. Не было медицинской помощи — ни КТ не было, который поставили к концу прошлого года, и так далее. Не было обычных вещей. Поэтому, если мы приходим на украинскую землю и не навязываем, а говорим, что поможем вам, и реально начинаем делать, а мы реально делаем, то у человека начнется эволюционное переформатирование.
Пока Уйба «переформатирует» украинцев, республиканское отделение «Единой России» отчитывается, что отправило в так называемые новые регионы 800 медиков-волонтеров и 1200 активистов МГЕР и «Волонтерской роты», организовало сбор рюкзаков со школьными принадлежностями для детей из города Ровеньки, а также занимается сбором и отправкой гуманитарной помощи. На сайте партии говорится, что из Коми отправили уже 170 тонн груза. Эти траты вроде бы не имеют отношения к республиканскому бюджету. Единороссы ссылаются на помощь от крупных компаний, таких как АО «Транснефть-Север», но на сайте госзакупок не обнаруживается никаких заказов этой компании, связанных с Ровеньками.
Единороссы не забывают упомянуть и главу региона, по указанию которого предприятия «добровольно» жертвуют средства на подшефные территории. Но кто же возглавляет отделение «Единой России» в Коми, через которое идет сбор гуманитарки? Тот же губернатор Владимир Уйба. Все, что идет в Ровеньки, так или иначе проходит через него.
Региональные — безвозвратные — инвестиции в Ровеньки велики, а частота визитов туда местных чиновников интенсивна. Однажды, посещая луганщину, Владимир Уйба, поразив публику, даже уверял, что по его колонне шесть раз ударила система залпового огня «Хаймарс». Иных источников, подтверждающих этот удивительный случай, правда, не нашлось.
Видимо, чтоб население Коми, находящейся на 69-м месте в рейтинге регионов России по качеству жизни, не удивлялось, отчего щедрые дары власти проходят мимо них, зампред Госсовета республики Сергей Артеев просто объяснил: «Ровеньки надо воспринимать как 21-й муниципалитет Коми». Пока жителям остальных 20 муниципалитетов остается только завидовать вниманию власти к новому собрату. И прикидывать: что сделать, чтобы их тоже «присоединили» к родной республике.
При участии Татьяны Брицкой.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}