Сюжеты · Общество

Пирамидки вместо крестов

Кладбище ЧВК «Вагнер» под Самарой снесли под ноль, чтобы «благоустроить» и — открыть заново

Кресты с могил вагнеровцев убрали в угол благоустриваемой территории. На месте этой территории сейчас пустырь. Фото: 63.ru

«Разворотили кладбище вагнеровцев», «сносят могилы наемников», «сровняли с землей» — это лишь некоторые из заголовков, описывающих события последних двух дней в Поволжье. Крушение бизнес-джета с Евгением Пригожиным на борту оказалось своего рода триггером. А может, просто так совпало. Но буквально на следующий день в СМИ и соцсетях начала распространяться информация о событиях, связанных с захоронениями бойцов «Вагнера» в Николаевке под Самарой.

Николаевка — село в Волжском районе Самарской области. Известность в публичном пространстве она получила совсем недавно. А точнее — с тех пор, когда здесь начали хоронить участников СВО. Процесс, как ни чудовищно это звучит, шел бы своим чередом. Но экстренно, почему-то именно здесь и сейчас начались (возможно, и это просто совпадение) радикальные преобразования. Доподлинно неизвестно — территорию кладбища просто асфальтируют или пытаются основательно облагородить. Но малопонятный процесс пошел.

В свое время на кладбище Николаевки установили черную гранитную стелу с лаконичной надписью «Здесь захоронены бойцы ЧВК ВАГНЕР погибшие за родину» (стиль надписи сохранен). Открывать стелу в апреле приезжал сам Пригожин.

Видео: апрель 2023 года

Первые могилы вагнеровцев появились под Самарой осенью 2022-го. На сегодняшний день захоронений более двухсот. На каждой могиле — деревянный крест с именем похороненного и траурный венок, как правило, в тонах триколора.

До недавнего времени могилы выглядели именно так. Сегодня (и видео это наглядно демонстрирует) кресты с захоронений сняты и уложены штабелями. Надписи на крестах совсем свежие. Те, что удается разглядеть, датированы весной текущего года. Венки просто свалены в кучу.

Упомянутый черный обелиск (или стела) пока на месте. Но прямо по могилам уже прошел асфальтоукладчик, двое рабочих (видео совсем недавно появилось в сети) раскидывают щебенку, цементируя то, что еще не успели сровнять с землей.

В Telegram очевидец, описывая происходящее на кладбище во всех подробностях, восклицает: «Это кощунство, вы что творите?!» Кому адресован вопрос?

Работы по благоустройству кладбища «вагнеровцев». Фото: 63.ru

Стела на фоне благоустраиваемой территории. Фото: 63.ru

В Волжском районе, в Смышляевке, у коллеги живут родители. Они — люди верующие, поэтому о захоронении, чьим бы оно ни было, говорить готовы только в одном контексте: усопший должен быть предан земле. Но в нашем коротком двухминутном разговоре все-таки роняют: «Сносят…»

Мне удалось связаться с другим местным жителем. Он крайне категорично выказывается о происходящем. Написала ему в личку. Откликнулся неохотно, переписку свернул после моего третьего вопроса. Если кратко, в идею облагораживания кладбища не верит, в совпадения — еще меньше. Считает, что укладка асфальта на захоронении именно сейчас напрямую связана с авиакатастрофой в Тверской области. Из того, что позволил записать на диктофон, процитирую одно предложение: «Его [Пригожина] уже нет, ну закатают (захоронения), в чем вопрос. Никто ж теперь не мешает. Красивое кладбище обещают? Зачем?»

У происходящего есть объяснения и в публичном пространстве. Только отношение к ним скептическое. Тем не менее…

Оказывается, вагнеровский погост просто приводят в надлежащий (соответствующий мировым, современным стандартам) вид.

После облагораживания он, если верить эскизам, должен напоминать Арлингтонское национальное (военное) кладбище в пригороде Вашингтона.

«Аллею славы» уже к концу августа обещают сделать похожей на знаменитое Арлингтонское кладбище. Вместо надгробий — пирамидки, напоминающие «зубы дракона», устанавливаемые на присоединенных территориях Украины как преграды для контрнаступления ВСУ. Фото: соцсети

Эскиз будущего захоронения в Николаевке найти удалось, официальных подтверждений легитимности проекта применительно к Поволжью — нет. Поэтому происходящее сейчас под Самарой выглядит, мягко говоря, непристойно.

Ко многим людям, тем или иным образом имеющим отношение к происходящему, обращалась за комментарием. Наконец, один из них поделился бытовой историей. А она как нельзя точнее попала в тему. История про живых. Собеседник рассказал, что в Самарской ГКБ № 1 им. Пирогова под раненых, вернувшихся с СВО, отдали сначала один этаж, а следом освободили и другой. Родственника моего собеседника по этой причине буквально на днях и раньше времени выписали из больницы. В Пироговке постоянно дежурит наряд военной полиции. Сотрудникам учреждения строжайше запрещено общаться на подобные темы. Не помогают даже личные знакомства.