Сюжеты · Политика

Последняя инстанция

Приговор журналисту Ивану Сафронову оставили в силе

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела

Иван Сафронов во время заседания суда. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Верховный суд РФ признал законным приговор журналисту Ивану Сафронову, осужденному на 22 года колонии строгого режима за «госизмену». Таким образом, коллегия судей отклонила кассационную жалобу защиты на решение Мосгорсуда. Заседание проходило в закрытом режиме. Сам Сафронов на рассмотрении кассации не участвовал — «по техническим причинам» не смог выступить по видеосвязи из красноярской колонии, где в настоящее время отбывает наказание.

Приговор журналисту вынесли в сентябре 2022 года. В силу он вступил в декабре того же года, после того как апелляционная инстанция отказалась отменить или хотя бы смягчить наказание. В феврале 2023 года стало известно, что Ивана этапировали в ИК-7, расположенную в селе Арейское под Красноярском.

Адвокаты говорили, что подготовка кассационной жалобы проходила непросто. Для составления документов Дмитрий Катчев и его коллега Даниил Никифоров в мае ездили в колонию к Сафронову, но им разрешили встречаться только в помещении для краткосрочных свиданий, причем исключительно через стекло, а обмен документами шел через сотрудника ФСИН.

Сестра Ивана Ирина Ковязина после заседания сказала журналистам «Соты», что ее брат держится и не падает духом:

«У него получше, наверное, чем даже у нас здесь, если так можно сказать, и дай бог, чтобы это так же и было. Понятно, что во многом это защитная реакция — это естественный механизм, но он держится молодцом, и я очень надеюсь, что так и продолжится».

По версии ФСБ, Сафронова в 2017 году завербовал его чешский друг Мартин Лариш, после чего он начал сотрудничать с чешской разведкой и передавать ей «сведения о военно-техническом сотрудничестве России с ближневосточным африканским государством». Перед окончанием следствия к обвинению добавили еще один эпизод — о передаче за 248 долларов секретных данных политологу Демури Воронину, которого позднее приговорили к 13 годам колонии строгого режима, также признав виновным в госизмене.