Комментарий · Политика

После бунта

Сетевые пропагандисты по окончании мятежа «разлюбили» Путина

Татьяна Брицкая, редактор отдела расследований

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

«Никакой рефлексии над ошибками — так же считает себя спасителем Отечества. Он до сих пор думает не о причинах мятежа, а о мести и наказании. Страна летит в пропасть». Попробуйте угадать автора этого смелого спича. Волков*? Каспаров*? Ходорковский*? Нет, это цитата из паблика «Союз десантников», еще неделю назад сочившегося верноподданническими чувствами и ненавистью к критикам российского государства. «А что случилось?» — вот самый популярный вопрос в комментариях к подобного рода опусам. Власть здорово подрастеряла сторонников из числа самых преданных — это еще один побочный эффект пригожинского «марша».

Всего за пару дней, 23–24 июня, сетевым пропагандистам пришлось дважды переобуваться. Первый — когда пригожинский поход на Москву заставил многих из них отречься от былого кумира, второй же — когда оказалось, что хозяину «Вагнера» за события на трассе «Дон» ничего не будет. Вопрос, кто здесь власть, крайне озадачил «военкоров» и патриотических публицистов. Столкнувшись с тем, что непреклонность этой власти оказалась призрачной, люди, чей моральный императив давно подменен уважением к праву сильного, были вынуждены определяться с идеалами.

У «десантников», обычно занятых обсуждением того, что нужно сделать, чтоб заткнуть либералов, к Путину теперь две претензии. Первая — его нежелание лично вести переговоры с Пригожиным (в качестве антипода вспоминают Черномырдина: «Шамиль Басаев, говорите громче»). Вторая — нежелание в 2014 году аннексировать Восток Украины. Гаранта обвиняют в нерешительности. (Цитаты, согласно требованиям УК РФ, привести не можем, но их легко найти в паблике. — Ред.)

В этом же канале есть ссылки на сбор средств в помощь семьям сбитых вагнеровцами российских летчиков. Эта история обсуждается в патриотических каналах не слишком активно, хотя, казалось, должна была всколыхнуть их. О погибших осторожно и не указывая виновных, написал Семен Пегов: «Кровь уже пролилась. Судя по всему. Если верить данным о сбитых вертолетах». Осторожность понятна: былому фанату Пригожина только ленивый не припомнил этого эпизода недавнего интервью:

цитата

«Пегов:

— …на Москву развернуть…

Пригожин:

— По поводу похода на Москву — мысль интересная, но не думали».

Пегов и Пригожин. Кадр из видео

Теперь «военкор» скороговоркой повторяет про «удар в спину» и многозначительно намекает: «Есть точка зрения, что это еще не все…»

Z-каналы активно обсуждают роль в замирении мятежа тульского губернатора Дюмина, ранее не упоминавшегося у «патриотов». Теперь его называют «реально достойным кандидатом на замещение должности министра обороны».

Вторая крупная тема — обсуждение перспектив Беларуси, которая вот-вот получит разом и ядерное оружие, и пригожинскую ЧВК. Теперь в глазах «блогеров-патриотов» Лукашенко, а не Путин становится символом сильной руки.

Верховная власть показала неспособность защитить граждан, растерянность и неожиданную мягкотелость. Оказалось, что склонность сажать на 7 лет за мирное выражение несогласия никак не гарантирует способности противостоять вооруженному мятежу.

Сетевые политруки в гневе: власть не оправдала надежд, не пролила большой крови. И они этой крови требуют. Смертная казнь, полевые суды с ускоренным порядком судопроизводства, всеобщая мобилизация, закрытие границ — этого сразу после бунта возжаждал Стрелков-Гиркин, человек, признанный гаагским судом виновным в уничтожении малайзийского «Боинга». На заседании своего «Клуба рассерженных патриотов» он заявил, что верховный главнокомандующий должен взять всю полноту власти в свои руки.

Им, ругающим «Вагнер», хочется брутального государства, государства а-ля ЧВК. Власть должна быть лютой. Есть, впрочем, нюанс: пассионарность этих граждан проявляется только в глубоком тылу — у монитора. А при начале реально непрогнозируемых событий они деликатно приумолкают, ожидая, к кому примкнуть безопасней и благоразумней.

Да, а что же Господь, к которому многие из этих тыловых пассионариев с перепугу обращались, пока колонна ЧВК шла на Москву? «Господь за нас», — уверенно сообщается на канале военкора Юрия Котенка. Дай им волю — они и Всевышнему шеврон приделают. Пропагандистам нужен теперь Бог карающий, ветхозаветный. Потому что им самим, столкнувшимся с вооруженной махиной, вскормленной совсем иными и весьма рациональными силами, просто стало очень страшно.

* Российские власти считают их «иноагентами».