Законопроект о дополнении Уголовно-процессуального кодекса РФ статьей 25.2 внесен в Госдуму их коллегами из Законодательного собрания Челябинской области. Интересно, что эта «элегантная» идея родилась как инициатива снизу — о том, что она пришла не через Государственно-правовое управление АП, может свидетельствовать некоторая юридическая неряшливость конструкции: отсутствие в нем необходимой ссылки не только на УПК, но и на УК РФ.
Проект предлагает ввести в УПК РФ статью 25.2, которая со специальной оговоркой будет повторять логику утратившей силу статьи 26 УПК — та
позволяла суду или следователю прекращать уголовное дело «в связи с изменением обстановки»,
если преступление было отнесено законом к категории небольшой или средней тяжести, а фигурант, который должен был подать об этом заявление, больше не представлял собой общественной опасности (например, прошел специальное лечение от наркомании или алкоголизма).
Эту конструкцию челябинские правоведы предлагают дополнить указанием на специальное основание:
- «если будет установлено, что в связи с изменением обстановки данным лицом принято решение о добровольном прохождении военной службы в воинских формированиях», то есть подписан соответствующий контракт.
Это ни в коем случае не «амнистия», как поспешили окрестить проект не самые грамотные журналисты: амнистия принимается в виде закона и касается преступлений, которые, как правило, до его вступления в силу уже были совершены, а проект, наоборот, рассчитан на перспективу, и
решение об освобождении от ответственности будет принимать не Дума по категориям, а судья или следователь в индивидуальном порядке.
Под категорию преступлений небольшой тяжести статья 15 УК РФ относит такие, максимальное наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы, к средней тяжести — до 5 лет или до 10, если это преступление совершено по неосторожности.
Таким образом просить об отправке в районы СВО смогут те, кто будет пойман на незначительных кражах и грабежах, а также задержанные по части 1 «народной» статьи 228 УК: «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, переработка или изготовление наркотических средств без цели сбыта, если объем этих средств не является крупным или особо крупным».
Опасность челябинской инициативы состоит в том, что «правоохранительные органы» превратятся в военкоматы:
фактически им может быть и наверняка будет спущен план по отлову таких лиц и их вербовки на военную службу. Как эти наши органы умеют фальсифицировать дела по статье 228 УК, хорошо известно, но тут главное будет — не переборщить и не ошибиться с размером, а то вместо отправки на фронт придется расследовать дело и просто сажать.