16 марта за закон о пенсионной реформе по плану должны были проголосовать сначала в Сенате (утром), а затем, днем, в нижней палате — Национальном собрании. Но голосования в Нацсобрании не было: Макрон на специальном заседании Совета министров принял решение провести закон о пенсионной реформе не посредством голосования в парламенте, а с помощью «специальной» статьи Конституции 49.3 (которая позволяет принимать законы без такого голосования, но дает парламентариям возможность объявить вотум недоверия правительству с последующей отменой и самого закона).
Макроновское решение было принято из-за того, что правящая центристская партия «Возрождение» вместе с «попутчиками» из правой партии «Республиканцы», по предварительным подсчетам, не набирали нужного числа голосов в нижней палате.
В итоге и так непопулярная — судя по опросам, а также по самой высокой с 1995 года протестной активности граждан — пенсионная реформа была проведена в обход нормальных демократических процедур, что не могло не повысить градус кипения на улицах.