Сюжеты · Общество

Французы воспламенились

На улицах начались беспорядки после решения президента провести пенсионную реформу без голосования в парламенте

Юрий Сафронов , обозреватель «Новой», Париж
Массовая акция протеста в Париже из-за повышения пенсионного возраста. Фото: Lafargue Raphael / ABACA

Поздно вечером 16 марта на улицах в центре Парижа горели машины, полиция использовала водометы и слезоточивый газ для разгона протестующих. В столице было задержано 258 человек, всего по стране — 310. Но это только начало. Протесты против решения президента Макрона провести закон о пенсионной реформе без голосования в нижней палате парламента — явно продолжатся и, вероятно, в более значительных масштабах.

16 марта за закон о пенсионной реформе по плану должны были проголосовать сначала в Сенате (утром), а затем, днем, в нижней палате — Национальном собрании. Но голосования в Нацсобрании не было: Макрон на специальном заседании Совета министров принял решение провести закон о пенсионной реформе не посредством голосования в парламенте, а с помощью «специальной» статьи Конституции 49.3 (которая позволяет принимать законы без такого голосования, но дает парламентариям возможность объявить вотум недоверия правительству с последующей отменой и самого закона).

Макроновское решение было принято из-за того, что правящая центристская партия «Возрождение» вместе с «попутчиками» из правой партии «Республиканцы», по предварительным подсчетам, не набирали нужного числа голосов в нижней палате.

В итоге и так непопулярная — судя по опросам, а также по самой высокой с 1995 года протестной активности граждан — пенсионная реформа была проведена в обход нормальных демократических процедур, что не могло не повысить градус кипения на улицах.

Вечером, как и угрожали еще за несколько дней до этого профсоюзы и представители левой оппозиции, на улицах начались первые серьезные беспорядки.

В Париже несколько тысяч радикальных активистов собрались на площади Согласия — через реку от Бурбонского дворца, где заседает Нацсобрание. Сам дворец был оцеплен полицией. На прилегающих к площади улицах горели машины, мотоциклы, мусорные баки… Столкновения манифестантов с полицией были и в других городах: Марселе, Ренне, Нанте, Лилле, Амьене, Гренобле…

Глава макроновской фракции («Возрождение») в Нацсобрании Орор Берже в четверг вечером обратилась к главе МВД Жеральду Дарманену с призывом «мобилизовать государственные службы» для «защиты парламентариев» из правящего большинства.

Лидер главной оппозиционной парламентской силы NUPES (Новый народный экологический и социальный союз) Жан-Люк Меланшон, в свою очередь, призвал людей к «стихийной уличной мобилизации». Подчеркнул: «Этот текст не имеет парламентской легитимности», а потому «мы вправе восстать».

Межпрофсоюзная коалиция обратилась с призывом к проведению «местных митингов» в эти выходные и общенационального дня забастовок и демонстраций в следующий четверг, 23 марта.

В отдельном заявлении студенческий профсоюз L'Alternative призвал студентов провести в пятницу общие собрания, «блокировать места учебы», а также «близлежащие дороги, станции, порты и аэропорты, чтобы поддержать рабочих».

Утром в пятницу, 17 марта, сотни активистов крупнейшего профсоюза CGT частично перекрыли движение на парижской кольцевой дороге (Périphérique). Трассы были также перекрыты в Ренне, Шербуре, Гавре…

Сегодня в парламенте оппозиция намерена внести на голосование вопрос о вотуме недоверия правительству. В таком случае само голосование, скорее всего, произойдет в понедельник.

Несмотря на все происходящее, «профильный» министр труда Оливье Дюссопт заявил утром в пятницу, что «использование статьи 49.3 не было ошибкой». Французская «центральная» и региональная пресса, почти единогласно, дает противоположные оценки, называя решение Макрона «провалом», «катастрофой», «цирком» и т.д. Похожие мнения анонимно высказывают и отдельные представители правящего большинства. Президенту, похоже, придется столкнуться с самым серьезным политическим кризисом за шесть лет своего правления.