Автор — профессор, доктор технических наук, генерал-майор, в 1993–2001 гг. руководил 4-м ЦНИИ МО РФ, в течение многих лет участвовал в качестве эксперта в подготовке договоров ОСВ-2, РСМД, СНВ-1, СНВ-2.
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений был подписан президентами России и США 8 апреля 2010 года в Праге. (Его называют ДСНВ, СНВ-3 или Пражский договор.)
Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ — 25 и 26 января 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене, после чего документ вступил в силу.
В соответствии с СНВ-3, срок действия которого составлял 10 лет, через семь лет после его вступления в силу суммарные количества стратегических вооружений для каждой стороны не должны превышать
700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1550 единиц для боезарядов на них.
Помимо этих главных ограничений статьи Договора включают в себя необходимость представления сторонами сотни уведомлений (сообщений)
Для контроля представляемых сообщений о состоянии стратегических ядерных сил предусмотрена возможность проведения до 18 ежегодных инспекции двух типов. Первого типа — на базах МБР, ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими. — Ред.) и ТБ. Второго типа — в местах загрузки, ремонта, складирования ракет.
Предусмотрен обмен телеметрической информацией при пусках ракет.
Дважды в год должен происходить обмен данными о количестве развернутых МБР, БРПЛ, ТБ и боезарядов на них.
О последнем таком обмене в конце 2022 года было известно,
что у России 540 развернутых носителей и 1549 боезарядов на них, у США — 659 развернутых носителей и 1420 боезарядов на них.
Для содействия осуществлению целей и положений Договора учреждена Консультативная комиссия, в рамках которой могут быть образованы рабочие группы для обсуждения различных проблем.
Такова самая общая характеристика СНВ-3.
…Чехарда проблем с этим Договором началась проблемой продления его в связи с позицией президента Дональда Трампа, избрание которого было встречено радостными аплодисментами в Государственной думе и у которого не было даже смутных представлений о принципах стратегической стабильности и роли договорных отношений.
Он заявлял об односторонних выгодах СНВ-3 для России и вреде для США, не желал его продления, делал заявления о необходимости привлечь в этот Договор Китай и еще о других несбыточных требованиях.
Не вдаваясь в детали переговорных маневров МИД России, отметим только, что с приходом Джо Байдена, строго следовавшего политике президента Обамы, стремившегося уменьшить роль ядерных вооружений, ситуация резко изменилась, и СНВ-3 был продлен без всяких предварительных условий в феврале 2021 года на пять лет.
Несмотря на беспрецедентное ухудшение к этому времени отношений между Россией, США и Европой, на разрыв Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договора об открытом небе, отсутствии ДОВСЕ, массированного наплыва санкций,
СНВ-3 пока еще остается последним фундаментальным Договором, с которым связана возможность сохранения оставшихся принципов стратегической стабильности, предотвращения неограниченной гонки ядерных вооружений, разрушения бессрочного Договора о нераспространении ядерного оружия.
Надежды на продолжение его действия были еще до обращения президента Путина с посланием Федеральному собранию России 21 февраля, поскольку в течение 2022 года, по различным источникам, уже после начала СВО в Украине стороны обсуждали возможность провести заседание двусторонней консультативной комиссии, где обсудили бы постоянно повторяемые взаимные претензии, которые вполне можно было бы разрешить, поскольку они не оказывают разрушающего действия на СНВ-3.
Часть из них связана с невозможностью подтвердить Россией состояние переоборудованных ТБ и пусковых установок БРПЛ для решения неядерных задач, о чем заявляли американцы. Другая проблема — прекращение деятельности инспекций. Впервые о трудностях с проведением инспекций российские представители справедливо заявили после введения санкций по резкому сокращению воздушных сообщений.
Инспекторы из России всегда перелетали прямым рейсом в США на своем самолете, загруженном необходимой и согласованной аппаратурой для контроля.
Крайне сложно представить, как и возможно ли вообще перегружать инспекторов с аппаратурой на чьи-то самолеты, какими маршрутами и с какими пересадками все это можно реализовать? Но теперь эти трудности отошли в сторону.
В послании президента России инспекции были объявлены недопустимыми в контексте СВО в Украине, поскольку могут использоваться для сбора информации и целеуказаний по поражению стратегических ядерных объектов России. (Вероятно, имеется в виду прилет БПЛА на базу ТБ в Энгельсе.)
Действительно, отсутствие инспекций — это невыполнение соответствующей статьи Договора. Но основной вопрос — может ли это повредить выполнению СНВ-3 по ограничению потолков носителей и боезарядов? Это вряд ли, поскольку,
Претензии в послании президента к СНВ-3 связаны также с тем, что не учитываются ядерные силы Англии и Франции. Это уже повтор сильно зачерствевших возражений более чем тридцатилетней давности — еще времен СССР — при обсуждении СНВ-1. Но когда переговоры подходили к конкретным вопросам, то такие претензии улетучивались бесследно.
Ну при чем тут Англия и Франция, у которых примерно по 300 ядерных боезарядов и которые не выражают никакого желания вступать в договоры между Россией и США!
Это очень похоже на требование Трампа включить в договоры Китай, о чем, кстати, никто не упоминал при продлении СНВ-3 при Байдене. Представляется, что все подобные упреки к СНВ-3 используются для заполнения паузы в ожидании результатов военных действий в Украине. В некоторой степени напоминают учения на подлодках, когда заполняют пустые отсеки балластом для глубокого погружения, а затем продувают их воздухом для всплытия. В нашем случае необходимо сохранить воздух хотя бы для свистка.
Весьма важным остается вопрос о сохранении части уведомлений и обмене информацией после приостановки действия СНВ-3.
Прошли сообщения о том, что обмен данными о состоянии СНВ сторон будет сохранен.
Возможно, будут сохранены уведомления о планируемых пусках ракет. Здесь необходимы более точные данные, которые требуют согласования сторонами.
В заключение подчеркну, что в сохранении СНВ-3 заинтересованы и Россия, и США. Россия — прежде всего потому, что баланс по стратегическим ядерным вооружениям остался последним признаком сверхдержавы хотя бы по равенству с США в СНВ. Это позволит не тратить и без того ограниченные ресурсы на гонку ядерных вооружений. Для США важно сохранить возможность получения почти исчерпывающей информации о состоянии российских стратегических ядерных сил и ближайших перспективах их развития благодаря согласованной в СНВ-3 системе транспарентности.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}