Комментарий · Культура

Технические причины — несогласие и сочувствие

Спектакль Ксении Раппопорт и Алексея Серебрякова отменен «по техническим причинам». Так теперь это называется

Марина Токарева , обозреватель
Спектакль «Эйнштейн и Маргарита». Фото: einstein-margarita.ru

В театре-фестивале «Балтийский дом» 14 и 15 февраля готовился аншлаг: спектакль «Эйнштейн и Маргарита» по пьесе Александра Гельмана про «любовь и ядерную бомбу» с двумя настоящими звездами. Но аншлага не случилось. Артисты и продюсеры договорились пока не комментировать отмену; полагаю, чтобы спасти сам спектакль. Но одно из объяснений — открытая поддержка Ахеджаковой. Она теперь равна неподдержке СВО.

Несогласие — красная линия в отношениях государства и культуры.

— Не согласны с военной операцией? Вон из страны, вон из профессии, вон из нормальной жизни. 

Именно эти безумные посылы озвучивают телеканалы, телеграм-своры, «народные» избранники.

Кто персонально произнес «фас» по поводу народной артистки Ахеджаковой, мы не узнаем. Как не узнаем, кто счел пресловутые «технические причины» достаточными для отмены спектакля Раппопорт и Серебрякова (как известно, президентским указом Раппопорт и Хаматову два месяца назад окончательно исключили из «Круга добра»*).

В театре сейчас поселился страх. За себя и свое дело. И все-таки слезы Ахеджаковой, у которой отняли последнюю роль, стали мощным антидотом от общего оцепенения.

Да и кто такой Кравец, директор «Современника», чтобы решать судьбу ролей всенародно популярного феномена? Чтобы ставить точку в творческой биографии российской легенды? 

Театральные чинуши, «первые ученики», тупо встающие на сторону силы, готовые отменять деятелей культуры по признакам несогласия со «специально-операционным» курсом, выглядят ничтожно и глупо (см. пьесу «Дракон»).

К несчастью для родины, для страны, да и для государства — тяжелый средневековый бред претендует сегодня на звание культурной политики.

РКН следит за социальными сетями Андрея Могучего. Обращение исполкома «Народной воли» к императору Александру Третьему, которое роздали зрителям Александринки на историческом спектакле «Один восемь восемь один», воспринимается крамолой и обвинением Валерию Фокину.

цитата

Исполнительный комитет императору Александру III

«Правительство по самому своему принципу должно только выражать народные стремления, только осуществлять народную волю. Между тем у нас правительство выродилось в чистую камарилью и заслуживает названия узурпаторской шайки гораздо более, чем исполнительный комитет. Каковы бы ни были намерения государя, но действия правительства не имеют ничего общего с народной пользой и стремлениями. Императорское правительство… довело Россию до того, что в настоящее время народные массы находятся в состоянии полной нищеты и разорения, несвободны от самого обидного надзора даже у своего домашнего очага…»

Трусость каждого отдельного директора театра дырявит, крушит театральную этику.

Почему государство так боится своей культуры? Видимо, совсем не знает мировой истории.

* Благотворительный фонд помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, в котором Раппопорт и Хаматова до недавнего времени были членами попечительского совета.