Выступление Владисира Зеленского перед депутатами и общественностью британской столицы в Вестминстер-холле. Фото: Stefan Rousseau / Associated Press / East News
Центральным событием стало выступление Зеленского перед депутатами и общественностью британской столицы в Вестминстер-холле. Это грандиозная старинная часть здания парламента, сохранившаяся с XI века. Там судили короля Карла I, создателя «Утопии» канцлера Томаса Мора, участника «Порохового заговора» Гая Фокса, там прощались с символом британской гордости Уинстоном Черчиллем и последней любовью нации королевой Елизаветой II.
Звучное эхо грандиозного холла в среду дополнял ореол света слепящего февральского солнца — день был холодный, но совершенно безоблачный. Весь год граждане Британии демонстративно и деятельно сочувствовали Украине; многие политики, как водится, старались прикрыть этой европейской трагедией собственные грехи и провалы. Политический дух Зеленского год присутствовал в английских коридорах власти, и вот наконец материализовался и, что совсем не удивительно, попросил сверхсовременное летальное оружие: быстрее, больше, мощнее, и прежде всего — военные самолеты-истребители.
Зеленский предстал человеком, каких любят не вычурные киношные англичане, но обычные люди: скромным и благодарным. Он, что в Британии важно, умело шутил и говорил афоризмами.
цитата
«В прошлый приезд я благодарил спикера за изысканный вкус английского чая, — сказал президент. — Дайте мне шанс теперь сказать спасибо за мощные английские крылья!» «У нас есть свобода, — говорил Зеленский. — Дайте нам крылья, чтобы защитить ее!»
Конечно, он взывал к духу Черчилля — сакральной персоне для англичан, которые с трепетом хранят память героизма и жертв Второй мировой войны. Зеленский просил оружие, выступая не как жертва, а как фронтмен, как бесстрашный и бескорыстный первый защитник ценностей западного мира. Соответственно, так его и встретили: правящая партия и оппозиция соревновались, кто более горячо и всесторонне поддерживает Украину.
Премьер-министр страны Риши Сунак сделал решительные заявления о возможных поставках, повторяя сакраментальную фразу «ничто не исключено». «Мы полны решимости обеспечить Владимиру и народу победу», — сказал Сунак. Он объявил также, что Великобритания начала обучение украинских пилотов, и вместе с Зеленским отправился на юг Англии, чтобы посмотреть, как украинские военные обучаются управлению танками Challenger 2.
Великобритания была первой из западных стран, кто предложил Украине танки и обещала поставить четырнадцать Challenger 2, которые, по словам Сунака, прибудут в ближайшие «несколько недель».
Даунинг-стрит позже заявила, что министру обороны Великобритании поручено изучить, «какие истребители мы могли бы предоставить» Украине, но предупредили, уточняет «Файнэншл Таймс», что это «средне- и долгосрочное» решение.
Министр обороны Бен Уоллес подтвердил, что немедленной передачи истребителей Великобритании Украине не будет. Он не исключил полностью отправки самолетов в Украину, сказав, как цитирует Би-би-си, что поддержка с воздуха и поддержка перемещающихся войск может быть обеспечена с помощью ракет дальнего радиуса действия и беспилотников.
Специалисты подчеркивают, что запрошенные боевые самолеты «сложные машины», требующие сложной инфраструктуры обслуживания, а на обучение пилотов может уйти много месяцев, если это английский Typhoon. А если речь об F-16, рассуждал позднее бывший генсек НАТО Джордж Робертсон, то «по-хорошему, обучение занимает до пяти лет».
По информации газеты Times, обсуждается также, должны ли поставки включать противокорабельные ракеты Harpoon или зенитные ракеты Storm Shadows.
Источники в украинском оборонном ведомстве подтвердили изданию, что страна готова использовать ракеты для удара по Крыму.
Безотносительно темы военной помощи Украине в Лондоне все настойчивее обсуждается необходимость увеличения военных расходов собственно Великобритании, хотя с национальной экономикой сейчас откровенно дело плохо.
Зеленский также посетил короля Карла III и провел закрытые для прессы переговоры с премьер-министром. Можно было бы сказать, что визит прошел удачно, если бы это не был 349-й день СВО.