Записка зампреда Госплана А. Зеленовского и замнаркома путей сообщения Б. Арутюнова председателю Особого комитета Маленкову по телеграмме уполномоченного комитета в полосе 1-го Украинского фронта:
«В телеграмме от 21 февраля с.г. тов. Сабуров М.З. сообщает, что обследованный им паровозоремонтный завод в г. Ельс (в 20 км северо-восточнее Бреслау), принадлежавший германской фирме «Бетридсгеминсшафт Рав Доброс», сохранился в хорошем состоянии. На заводе имеется механический цех с 230 станками, кузнечный цех с 66 молотами, 2 паровозосборочных цеха с 70 стойлами, котельный, трубный, тендерный, колесно-токарный, меднолитейный цеха и электрогазосборочный цех с 50 постами, но полностью отсутствуют рабочие, которых на заводе ранее имелось около 4000 человек.
В связи с крайней нуждой НКПС (Народный комиссариат путей сообщения. — Ред.) в оборудовании для укомплектования 16 восстанавливаемых паровозоремонтных заводов, Госплан СССР поддерживает предложение тов. Сабурова о передаче оборудования и материалов указанного завода НКПСу для вывоза в Советский Союз и размещения его комплектно с оборудованием на производственных площадях одного из восстанавливаемых паровозостроительных заводов».
Даже такой незатейливой мотивировки было достаточно, чтобы завод из Ельса перебрался на станцию имени Тараса Шевченко Одесской железной дороги. Обращаю внимание: задолго до принятия Потсдамской конференцией решения о репарациях, наложенных на Германию в возмещение ущерба, который она причинила СССР.
Откуда цифры брать будем?
В распоряжение Наркомата путей сообщения на 1 января 1946 года поступило 20 598 единиц различного оборудования, из них 6519 металлообрабатывающего. До демонтажа это оборудование составляло более 140 промышленных объектов,