— Я решил, что нужно ответить публично на вопрос, который мне задают в личке бдительные читатели, вернее театралы. Они заметили, что с афиш сайта РАМТ (Российского академического молодежного театра), где идут четыре моих спектакля, вдруг исчезло имя Борис Акунин. Названия пьес остались, но вместо автора — пустота. Спрашивают, знаю ли я про это.
Да, знаю. Недавно мне позвонил художественный руководитель театра и, очень волнуясь, сказал, что Прачечная (Алексей Владимирович это слово не употребил, он человек интеллигентный) требует убрать мое имя. Я, признаюсь, сначала расхохотался, потому что идея афиши без имени показалась мне очень смешной. «Слова народные». Но Алексею Владимировичу было явно не до смеха, и я ответил: «Поступайте, как для вас лучше».
Попробуйте также найти имя автора на анонсе спектакля «1881» — новой пьесы, которую я написал для Александринского театра. (Спектакль получился интересным, мне прислали в видеосъемке.)
Я не осуждаю театры, которые вынуждены приноравливаться к густеющему государственному безумию. Заниматься культурой в сегодняшней России — дело трудное, вроде плавания в серной кислоте. Я сочувствую руководителям театров (разумеется, кроме тех, кто сам рвется в первые ученики). Если человек решил: дело, которому ты служишь, важнее ущерба для твоей репутации — это тяжелый выбор, от которого страдаешь ты сам, но не твой коллектив и не твои зрители.
Мне российские зрители тоже дороги. Именно поэтому я не требую, чтобы мои безымянные спектакли сняли из репертуара. Пока их окончательно не запретят, пусть идут. Даже бесплатно. (Когда Александринский театр с извинениями сообщил, что из-за санкций не сможет выплачивать авторские, я ответил: «Ничего, не проблема».)
Я много раз писал и говорил в выступлениях и в интервью зарубежной прессе: культурный бойкот России — ошибка. Воюйте с диктатором, а не с людьми, которые однажды этого диктатора скинут.
Лично я со своей российской аудиторией по собственной инициативе ни за что не расстанусь. Пускай это делает путинский режим. Запреты — по его части. Впереди, видимо, книжки без имени автора на обложке.