Сюжеты · Политика

Катастрофа MH17: как это было

17 июля 2014 года в Донбассе одним выстрелом убили 298 человек. Спустя восемь лет, в ноябре, международный суд вынесет своё решение

Иван Жилин, спецкор
Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

17 июля 2014 года. 17.50 мск. Сводка от министра обороны «ДНР» Игоря Стрелкова: «В районе Тореза только что сбили самолёт Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же — не летать в нашем небе. А вот и видео — подтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали».
В скором времени это сообщение будет удалено. А несколькими часами позже Служба безопасности Украины опубликует переговоры сепаратистов с позывными «Майор» и «Грек».

«Грек: Да, Паш. Ну что там у вас?

Майор: Короче, блин, стопудово гражданский борт…

Грек: Понятно. А это… Народу много там?

Майор: Та… Обломки прямо во дворы попадали.

Грек: Понятно. Из вооружения есть что-нибудь?

Майор: Вообще ничего. Гражданские вещи <…>

Грек: Документы есть?

Майор: Да. Индонезийского студента есть. Из университета Томпсона…»

Выстрел

Катастрофа «Боинга» MH17 — самое массовое убийство с начала вооружённого противостояния в Донбассе. Ни одна другая трагедия, каковых за восемь лет было сотни, не унесла столько человеческих жизней.

На борту самолёта находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур вылетел из столицы Нидерландов в 14.31 мск. До границы Украины он следовал на высоте 9450 метров, а после её пересечения поднялся до 10 050. К 17 июля бои в Донбассе продолжались уже третий месяц, и Украина частично закрыла небо над своей территорией. Минимально допустимая высота полёта, согласованная с Европейской организацией по безопасности воздушной навигации, составляла 9750 метров. Никаких правил рейс MH-17, таким образом, не нарушал.

Самолёт должен был лететь 13 часов, но пролетел всего 2 часа 49 минут. В 17.20 по московскому времени он был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Обломки лайнера и тела убитых оказались разбросаны на территории 15 километров.

«Шахтёрский посёлок Рассыпное. Улица на окраине. У аккуратного, выкрашенного голубой краской забора переминаются с ноги на ногу люди с камерами и микрофонами. 17 июля, проломив крышу, на летнюю кухню этого дома упало тело женщины — пассажира «Боинга 777», — писала после трагедии корреспондент «Новой» Зинаида Бурская. «Она пролежала у меня сутки. Потом за ней приехали — то ли милиционеры, то ли спасатели. Загрузили в мешок, вынесли на дорогу, через какое-то время увезли. Она 26-й была», — рассказывала хозяйка дома.

За пять дней спасатели и волонтёры собрали в полях между Рассыпным, Грабово и Петропавловкой 282 тела и 87 фрагментов, которые могли принадлежать ещё 16 людям.

В вагонах-рефрижераторах их отправили в Харьков. Оттуда — в Нидерланды, для опознания.

Останки двух погибших идентифицировать так и не удалось.

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

Кто виноват?

Сообщение о якобы сбитом военном транспортнике Ан-26 успели растиражировать многие российские СМИ, в том числе государственные: РИА «Новости», Lifenews, ТАСС. Они не стали убирать его с сайтов и корректировать, даже несмотря на то, что первоисточник — Игорь Стрелков — информацию удалил.

Примечательно, что ни одно издание впоследствии ничего не писало о транспортнике: ни о том, обнаружены ли его обломки, ни о том, удалось ли эвакуироваться пилотам. Уже после того, как стало известно о трагедии с «Боингом», по соцсетям начали расходиться объяснения (очень похожие на креатив «фабрики троллей»), сводившиеся к тому, что журналисты зачем-то опубликовали устаревшую информацию — об украинском Ан-26, сбитом не 17-го, а 14 июля (военный самолёт в тот день действительно был сбит). Говорить о релевантности подобных объяснений бессмысленно.

Их цель — создать впечатление, что в день трагедии сепаратисты вовсе не стреляли по самолётам.

Что касается «Боинга», то в России и в непризнанных республиках Донбасса было выдвинуто множество версий его уничтожения.

  • Уже в день трагедии в 20.52 мск РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу правительства «Луганской народной республики» сообщило: «Очевидцы, наблюдавшие полёт пассажирского самолёта «Боинг-777», наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины. После чего пассажирский самолёт раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР».
  • Тремя часами позже на сайте Russia Today появилась информация от якобы испанского диспетчера с никнеймом spainbuca, который будто бы работал в киевском аэропорту «Борисполь»: «Боинг» сопровождали два украинских штурмовика, они же его и уничтожили».
    Характерно, что диспетчер spainbuca общался только с RT и другим СМИ комментариев почему-то не давал. В аэропорту «Борисполь» «Новой газете» пояснили, что никакие иностранные диспетчеры у них не работают — это запрещено законом.
  • Ну а потом пропаганда и вовсе пошла в разнос: начала рассказывать, что на борту не было живых людей (самолёт-де перевозил специально подготовленные для провокации против «ДНР» и «ЛНР» трупы пассажиров с пропавшего 8 марта 2014 года рейса Куала-Лумпур — Пекин), или, как Дмитрий Киселёв, показывать в одном выпуске «Вестей» взаимоисключающие сюжеты, в которых «Боинг» уничтожали сначала «Бук» (только не сепаратистский, а украинский), а потом — лётчик из Н иколаева Владислав Волошин.

Более фактурную версию представил оборонный концерн «Алмаз-Антей». Его специалисты провели два натурных эксперимента, взорвав не использующуюся российскими «Буками» ракету 9М38М1 рядом с фюзеляжами самолётов Ил-76 и Ил-88. И пришли к выводу, что «Боинг» мог быть сбит именно такой, устаревшей ракетой, потому что российские ракеты для «Буков» должны оставлять на корпусе самолёта следы в форме бабочек, которых ни на «Боинге», ни на фюзеляже Ил-76 якобы не образовалось.

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

По версии «Алмаз-Антея», пассажирский лайнер был уничтожен украинским «Буком».

В международной следственной группе по делу о гибели MH17 доводы «Алмаз-Антея» приняли. При этом глава следственной группы Фред Вестербеке в эксклюзивном интервью «Новой газете» отметил: «То, что сделал «Алмаз-Антей», — это маленький технический элемент, часть огромного расследования, которое проводим мы. Они провели эксперимент, взорвали ракету около самолёта и пришли к каким-то выводам. Хорошо, мы использовали их данные.

Но мы и сами провели такой же эксперимент, а также собрали массу другой информации: фото, видео, перехваченные телефонные переговоры и, что важно, свидетелей, которые видели «Бук».

Это гораздо больше, чем есть у «Алмаз-Антея». Хотя я не собираюсь судить о том, справедливы или нет их выводы».

Интересно, что на момент интервью голландские следователи уже знали, что следы в виде бабочек на «Боинге» были.

26 сентября 2016 года, спустя десять месяцев после презентации версии «Алмаз-Антея», Минобороны РФ провело брифинг, в ходе которого начальник радиотехнических войск военно-космических сил Андрей Кобан заявил, что российские радары вообще не зафиксировали рядом с «Боингом» посторонних объектов: ни ракет, ни самолётов. Это противоречило всем ранее выдвинутым версиям, и через два дня после брифинга главный конструктор радиолокационного комплекса Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков вынужден был объясняться: по его словам, «отсутствие объектов» на записях радиолокационных станций якобы указывает на то, что ракета была запущена с территории Украины.

Мол, технические возможности российского оборудования не позволяют сделать вывод о том, был ли произведён пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы.

У украинской стороны, стоит сказать, всегда была одна версия событий: пассажирский самолёт сбили сепаратисты. Расхождения — только в том, откуда у них взялся «Бук»: привели ли они в рабочее состояние тот, что стоял на ремонте в захваченной воинской части А-1402 в Донецке , или получили из-за границы.

Карта: Анна Жаворонкова / «Новая газета»

Расследование «Новой»

Параллельно с государственными органами разных стран и международной следственной группой своё расследование трагедии вела и «Новая газета». Наши корреспонденты объехали весь район катастрофы, поговорили с очевидцами, экспертами, следователями, участниками боевых действий как со стороны Украины, так и со стороны непризнанных республик, а также изучили переговоры пилотов с диспетчерами и другие документы.

По нашим данным, «Бук», из которого, вероятно, был произведён выстрел по «Боингу», мог прибыть в Донбасс с территории России 14 июля 2014 года. Предполагаем, что заехал он в «ЛНР» через КПП «Северный», расположенный рядом с городом Краснодоном. Передвигался по территории Донбасса только в тёмное время суток, пережидая световой день в укрытиях. При этом в «ЛДНР» он пришёл «пустым», то есть без боекомплекта.

Собеседники «Новой газеты» в «ДНР» уверяют, что ракету экипаж «Бука» получил уже от самих сепаратистов. Может быть — из той самой захваченной воинской части А-1402 в Донецке.

В ночь с 15 на 16 июля ракетный комплекс предположительно прибыл в село Снежное, откуда, по версии Киева и международных следователей, и был произведён выстрел по гражданскому лайнеру.

Российская сторона утверждала (и продолжает утверждать), что стреляли по «Боингу» из другого села — Зарощенского, находившегося под контролем украинских военных. Однако сами местные жители в разговоре с корреспондентом «Новой» заявили, что никаких военнослужащих, а тем более «Бука», у них в селе не было.

«— Это глупости! Муж у меня объехал на машине, следы же должны были остаться, он проездил, всё просмотрел, но там нет даже никакого следа! Даже от велосипеда. Как можно сказать, что из Зарощенского [стреляли]? Ничё не было! Самая … брехня, самая настоящая.

— Всё мы проездили, просмотрели. Никаких следов! Всё это ерунда, что «Бук» стрелял! Мы бы слышали, а мы не слышали.

— Только когда через нас летали эти самые гранаты, мы слышали, а тогда ничё не летало!»

Жители села Грабово, видевшие выстрел, также указывали, что он был произведён с юго-восточного направления, контролировавшегося сепаратистами.

А вот что говорили жители Снежного:

«— Откуда был звук?

— Где-то в округе. Но хлопок был такой, как, может, что-то упало или взорвалось. Было такое. Ну и вскорости мы узнали [про «Боинг»]».

В то же время в процессе расследования нам попадались и свидетельства в пользу российской версии. Например, совсем не предназначенный для печати конфиденциальный документ, подготовленный российскими военными инженерами: в нём говорилось, что ракета не могла быть запущена из Снежного, потому что самолёт получил повреждения, нехарактерные для столкновения на встречных курсах (как, по оценке авторов документа, было бы в случае, если бы стреляли сепаратисты).

Документ, разумеется, вызывает вопросы. Но в нём содержится принципиально важное заключение: «Боинг» был сбит именно «Буком».

Военные инженеры опровергли основную версию Следственного комитета РФ, который считает, что самолёт был уничтожен штурмовиком Су-25 военно-воздушных сил Украины.

Версию СКР «Новая газета» проверяла тоже. Следователи ссылаются на показания украинского ефрейтора Евгения Агапова, который сдался России и рассказал, что «Боинг» подбил служивший с ним в одной части капитан Всеволод Волошин. По его словам, вернувшийся 17 июля на базу пилот был очень взволнован и единственное, что смог сказать, — «самолёт не тот».

«Зная немножко этого лётчика… У него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в «Боинг». Может, он принял его за какой-то иной боевой самолёт», — заявил Агапов.

В Киеве, правда, на обвинения ответили: Волошин 17 июля на вылетах не был — за день до этого его самолёт встал на ремонт.

«Кто немножко соображает в теории наведения, должен понимать: навести Су-25 при его максимальной скорости 700 км/ч на самолёт, летящий со скоростью 900 км/ч в час, способен лишь феномен»,

— отмечал в разговоре с «Новой» заместитель командира воздушного командования «Центр» Олег Захарчук.

Какая из сторон виновна в трагедии, безусловно, должен решать суд. Он и идёт сейчас — в Гааге. Кого международное следствие подозревает в совершении самого страшного преступления донбасского конфликта, что говорят сами подсудимые и родственники жертв и какие доказательства звучат на заседаниях — в нашей следующей рассылке.

Главные материалы «Новой газеты» о расследовании трагедии MH17:

«Думали, что куклы». Репортаж с места падения «Боинга». Первые свидетельства очевидцев. 

«На нашем поле «Бука» не было». Свидетельства жителей сёл, из которых предположительно могли произвести пуск ракеты. 

Рейс MH17. Откуда и из чего стреляли в самолёт и почему он оказался в зоне поражения. Большое исследование «Новой газеты».

«Задача в том, чтобы довести дело MH17 до суда». Эксклюзивное интервью главы международной следственной группы.

«Дело о двутаврах». Точка зрения «Алмаз-Антея», на которую опирается российская сторона.

«Ракета летела с северо-востока и взорвалась на встречном курсе». Интервью военного учёного, неоднократно осуществлявшего пуски «Бука», о том, что он думает о докладах коллег из российского ВПК.

«Факты, фейки и молчание офицеров». О том, почему Москва не боится итогов официального расследования по MH17.

«Сверим траектории». Исследование авиаконструктора Марка Солонина. Часть 1.

«Взаимоисключающие тезисы сыпались один за другим». Исследование авиаконструктора Марка Солонина. Часть 2.