Их-там-нет или их-там-есть?
Пока еще нет никакой ясности, что произошло с российскими учителями и происходило ли вообще, были ли они там или нет. Впрочем, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин уже дал поручение расследовать их задержание. Однако пресс-служба Министерства просвещения отрицает сам факт присутствия российских учителей в Харьковской области: «Все они находятся там, где ситуацию контролируют российские военные и военные Донецкой и Луганской народных республик».
Министр просвещения Сергей Кравцов добавил, что учителя, пожелавшие уехать из Харьковской области, получили такую возможность.
Тем временем в обществе разгорелись споры о статусе российских педагогов, приехавших «помогать школам на востоке и юге Украины начать учебный год».
Позиции жестко поляризованы. Украинская сторона называет российских учителей, работающих в этих регионах, преступниками, а украинских, согласившихся учить детей по российским программам, — коллаборантами. И тем и другим обещают уголовную ответственность и долгие тюремные сроки: скажем, россиянам — от 8 до 12 лет лишения свободы, украинцам — до 15 лет (статья 11 УКУ «Государственная измена).
Значительная часть российского общества полагает, что учителя выполняют свой профессиональный долг: они помогают вовремя открыть школы там, где они закрылись, восполнить нехватку педагогов. Дети сядут за парты и будут учиться, их нормальная жизнь и право на получение образования не будут разрушены. Это нормально для учителя, полагают многие, — рвануть туда, где дети не могут пойти в школу. Учителя нельзя судить за гуманистические побуждения и желание помочь людям. Ведь учителя и врачи — это те, кто учит и лечит всегда, в любых условиях.
Но здесь встает вопрос: чему учат?
Единое пространство
План огромный: включить признанные Россией «ЛНР» и «ДНР», а также подконтрольные России области Украины (в официальных источниках они называются «освобожденными»), на которых планируется провести референдумы, в единое образовательное пространство России. Это значит, что школы этих регионов должны работать по российским образовательным стандартам, российским программам, российским учебникам. Кроме того, становятся такими же обязательными, как и для российских школ в этом учебном году, подъем российского флага, прослушивание гимна и пресловутые «разговоры о важном». Украинский язык остается — но в той мере, в какой остаются в программах российских школ другие национальные языки: кружок, факультатив, может быть, часы, отведенные на изучение «родного языка». Пресса рассказывает о каких-то специальных уроках истории.