Украина
РПЦ потеряла Украину. До начала нынешних трагических событий в юрисдикции Московского патриархата там находилось примерно 13 тысяч приходов, объединенных в 53 епархии УПЦ МП. Еще примерно 8 тысяч украинских приходов принадлежат независимой от Москвы Православной церкви Украины (ПЦУ).
Уже в первые дни «спецоперации» одна за другой украинские епархии стали прекращать поминовение патриарха Московского Кирилла, разделяющего, по их мнению, ответственность за происходящее, и заявлять о своем стремлении к автокефалии (полной церковной независимости). В православной традиции отказ от поминовения предстоятеля практически означает выход из-под его юрисдикции.
География «непоминания» охватывает всю Украину. На русскоязычном востоке от Кирилла отреклись Сумская и Вознесенская епархии, на украиноязычном западе — Луцкая, Владимир-Волынская, Львовская, Мукачевская, Тернопольская, Черновицкая, в центре — Белоцерковская, Винницкая, Шепетовская… Всего таких епархий около 20, но на уровне приходов Кирилла не поминают и в других диоцезах. Вековой оплот «русского мира» — Почаевская лавра на Волыни — также прекратила поминовение, а в других лаврах — Киево-Печерской и Святогорской — Кирилла поминают скороговоркой, без пышных титулов. 20 марта в ПЦУ перешел целый монастырь УПЦ МП — Новоафонский во Львове.
21 марта синод ПЦУ, собравшийся в Киеве, призвал духовенство и общины УПЦ МП прервать остатки канонических связей с Москвой и перейти в ПЦУ. Им гарантируются сохранение сложившейся епархиальной структуры либо ставропигия — прямое подчинение предстоятелю ПЦУ, минуя местных епископов.
На фоне «спецоперации» у православных украинцев, желающих сохранить связь с мировым православием, не остается выбора. Просить автокефалию у Москвы, как раньше предлагали «умеренные» архиереи УПЦ МП, в новых условиях абсолютно нереально. Московская патриархия даже отменила Архиерейский собор, назначенный на май, из-за того, что на него не приедут украинские и прочие зарубежные архиереи. А без такого собора, который по Уставу РПЦ созывается не реже одного раза в четыре года, патриархия оказывается вне правового и канонического поля. Ее авторитет в мировом православии утрачен. Общение с Кириллом теперь выглядит как «соучастие», а христианский мир не опознает РПЦ как свою часть.