Комментарий · Общество

Тонем в фейках

«Хроника текущих репрессий». Выпуск 12. Первые дела по новой статье УК, суд над Сафроновым и опять Овсянникова

Андрей Карев , корреспондент судебного отдела
Фото: PhotoXpress

4 марта ввели уголовную ответственность за распространение «заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ» в Украине. Почти мгновенно Следственный комитет стал активно обкатывать эту статью. Председатель СКР Александр Бастрыкин в интервью ТАСС рассказал, что ведомство уже занимается расследованием более 10 таких уголовных дел. И это только за текущий месяц. Помимо уголовного преследования, заведено уже огромное количество административок и назначены крупные штрафы за малейшее проявление несогласия по поводу действий властей в Украине. 

Подробнее, кого преследуют за «фейки» и кто попал под политпрессинг по другим делам, читайте в очередном выпуске «Хроники текущих репрессий».

Фейк за фейком

О реальных уголовных делах по ст. 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ) стало известно в середине марта. Первыми фигурантами стали жители Томска и Северска. Оба якобы писали о действиях российских военных в Украине со слов «очевидцев с мест происходящих событий». Жительнице Северска вменяют сообщения в мессенджере, опубликованные в период с 4 по 15 марта, а жителю Томска — посты в социальной сети с 5 по 12 марта. Других подробностей СК не привел.

Оба дела возбудили на основании материалов областного управления ФСБ. Дома у задержанных провели обыск, в качестве меры пресечения суды назначили им запрет определенных действий.

Позже появилась информация о возбуждении еще одного дела, только уже по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ (публичное распространение по мотивам политической ненависти или вражды под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о действиях ВС РФ — лишение свободы до пяти лет), против блогера Вероники Белоцерковской за посты в Instagram*. Ведомство вменяет ей мартовские сообщения, в которых, по версии следствия, были «заведомо ложные сведения об использовании Вооруженных сил Российской Федерации для уничтожения городов и гражданского населения Украины, в том числе детей».

Другое дело появилось в Крыму, где к уголовной ответственности привлекли сотрудника МЧС по фамилии Самодуров. 

Как сообщала Baza, он ходил по многоквартирному дому в Ялте, призывая жителей срочно эвакуироваться.

Жители дома не поверили Самодурову и рассказали о его неадекватном поведении правоохранителям. Мужчину задержали спустя три дня. Из отдела полиции его забрала ФСБ, а потом мужчину доставили в местный отдел Следственного комитета.

21 марта в Кемерово задержали журналиста «Сибирь.Реалий»** Андрея Новашова. Ему также предъявили статью о «фейках» за репост в сети «ВКонтакте» статьи журналистки Виктории Ивлевой. Следователь предлагал Новашову «извиниться перед лицом Вооруженных сил», но тот отказался, сообщает Telegram-канал «Сетевые свободы».

Журналист Андрей Новашов

Еще одним фигурантом стал украинский журналист Дмитрий Гордон. СКР возбудил против него уголовное дело сразу по трем статьям. Следователи установили, что он в прямом телеэфире «призвал к вооруженному нападению на Россию и развязыванию против нее агрессивной войны с использованием ядерного оружия». Гордону вменили ч. 2 ст. 354, п. «б» ч. 2 ст. 282, п. «а» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности; публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о действиях ВС РФ).

Другим известным журналистом, который попал в поле зрения СК, оказался Александр Невзоров. Претензии к нему у следствия вызвали его публикации в соцсетях о ходе «специальной военной операции». 

«Не вполне ясно, как в одном законодательстве могут уживаться новые статьи o т. н. «фейках» с законом СМИ и с 29 статьей Конституции РФ. Возникает забавный диссонанс. Закон СМИ и Конституция предоставляют мне полное право иметь собственное мнение o происходящем сейчас в Украине. Новая статья УК — столь же категорично это запрещает. При этом никто не сообщил о приостановке действия Закона о СМИ и Конституции РФ. Согласитесь, ситуация странная. От чего-то придется избавляться. Как я понимаю, это будет Закон o СМИ и Конституция. Как только вы устраните эти мелочи — я признаю себя преступником. Но не ранее», — Невзоров опубликовал в сетях открытое письмо Бастрыкину. Сейчас журналист находится за пределами России.

Журналист Александр Невзоров. Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ 

Арест за разговор по телефону

Случай техника запасного пункта ГУ МВД Москвы Сергея Клокова стал первым публично известным, когда фигуранта уголовного дела за так называемый «фейк» отправили в СИЗО. Ему вменили, что он якобы распространил заведомо ложную информацию о действиях ВС РФ в Украине в ходе телефонных звонков со своих номеров жителям Республики Крым и Московской области. 

Клокова обвиняют по пунктам «а», «б», «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ группой лиц с использованием служебного положения с искусственным созданием доказательств обвинения). Мужчину арестовали 22 марта. До этого обвиняемым избирали более мягкие меры пресечения.

Позднее адвокат Клокова Даниил Берман после ознакомления с материалами дела сообщил в своем Telegram-канале, что силовики якобы прослушивали телефон его подзащитного. Хотя, как утверждает защитник, в документах нет разрешения на прослушку.

Берман добавил, что вступить в дело его попросила мать подозреваемого, но когда он пришел в ИВС и попытался познакомиться со следователем, то ему отказали из-за адвоката Владимира Макарова, который уже вступил в дело. 

Защитнику сказали, что Клоков отказался от его услуг, однако сам Берман так и не увидел письменного отказа.

Адвокат уточнил, что на допросе Клоков отрицал вину, но уже в суде по мере пресечения признавал ее. Берман допустил, что на подозреваемого могло оказываться давление. Кроме того, утверждает защитник, после ареста Клокова у его жены и матери заблокировали карты, а матери угрожали будто бы уголовным делом.

«Клокова арестовали на два месяца за разговоры по телефону. Он не распространял эти сведения через соцсети, которых у него нет, или каким-то иным публичным способом», — заметил Берман.

Дело Сафронова

В Мосгорсуде начался процесс по делу журналиста Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. В чем конкретно его обвиняют, до сих пор неизвестно. В начале марта Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение журналисту. Детали обвинения по его делу не раскрываются.

Журналист, советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов в зале суда. Фото: РИА Новости

На ознакомление с материалами дела, которое состоит из 22 томов, защитникам Сафронова дали всего две недели. 

При этом им запретили делать записи и снимать копии материалов.

Гособвинение в суде представляет прокурор Борис Локтионов, работавший на процессах бывшего топ-менеджера компании «Интер РАО» Карины Цуркан и высокопоставленного сотрудника Следственного комитета Михаила Максименко.

21 марта состоялось предварительное заседание, на котором адвокаты Сафронова пытались добиться возвращения дела в прокуратуру и вызова на процесс свидетелей, которых отказалось вызывать обвинение. Однако все их заявления были отклонены. Рассмотрение дела по существу начнется 4 апреля под председательством тройки профессиональных судей в закрытом режиме в связи с секретностью дела. 

Еще одна административка Овсянниковой

В Останкинский суд Москвы поступило второе административное дело в отношении бывшего редактора Первого канала Марины Овсянниковой, которая во время вечернего эфира программы «Время» развернула плакат с пацифистскими лозунгами.

Редактор Первого канала Марина Овсянникова у Останкинского суда в Москве, 15 марта 2022 года. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Как следует из картотеки суда, на этот раз ее привлекают к ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию ВС РФ (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ). Материал зарегистрировали 24 марта, слушание по нему назначено на 14 апреля. Овсянниковой грозит штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Ранее суд уже оштрафовал журналистку на 30 тысяч рублей. Тогда она была признана виновной по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ из-за видеообращения о военных действиях в Украине, опубликованного после акции в эфире.

* Компания Meta Platforms Inc., являющаяся владельцем соцсети, признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.

** Внесен в реестр «СМИ-иноагентов».