Комментарий · Культура

«Град» божий

Прямая поддержка операции по «защите Донбасса» иерархами РПЦ ведет к ее блокаде в христианском мире

Александр Солдатов , обозреватель «Новой газеты»
Фото: РИА Новости

Позиция патриарха Кирилла относительно того, что власти РФ называют «специальной военной операцией» (далее — СВО) в Украине, неприемлема не то что для большинства христиан мира, но и для свободной части паствы самой РПЦ. Свидетельства тому — письмо с призывом к активному миротворчеству, которое подписали более чем 250 клириков РПЦ, стихийный отказ от поминовения патриарха в украинских епархиях и на некоторых зарубежных приходах РПЦ, заявления Синода и предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата, заклинающих патриарха «поставить вопрос» перед Путиным.

Источники «Новой» в Московской патриархии сходятся во мнении, что патриарх заранее знал об СВО. Если это так, то по-новому звучат его слова, произнесенные в обращении к воинам еще в «мирный» день 23 февраля: «Не бывает войн без жертв». В своей резолюции от 1 марта Кирилл назвал неприятие СВО «политическим предпочтением». В Прощеное воскресенье, 6 марта, он заговорил уже о «реальной (слово, которое нам, в отличие от патриарха, запрещено употреблять.Ред.)», найдя совершенно фантасмагорическое объяснение происходящему — как бы «с религиозной точки зрения».

Источником СВО глава РПЦ считает «ухудшение политической ситуации на Донбассе», где 8 лет продолжались попытки «уничтожить то, что существует на Донбассе». 

Вы думаете, это «русский мир» или демократия «народных республик»? Нет, оказывается, главная ценность Донбасса, которая оправдывает нынешние действия РФ, — это… несогласие провести гей-парад!

Из-за этого гибнут люди, а православные, находящиеся на подконтрольной Украине территории, выбрали для себя «путь наименьшего сопротивления», они «не размышляют о всем том, о чем мы сегодня с вами размышляем, а идут покорно по тому пути, который им указывают сильные мира сего». Патриарх милостивно признался, что не осуждает их и никого не приглашает «взойти на крест». Однако он признал лишь страдания «братьев на Донбассе», с которыми «мы не можем не быть», и призвал молиться лишь о «многострадальной Донбасской земле».

Еще менее «дипломатично» высказался в то же Прощеное воскресенье, когда православная церковь призывает к примирению, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий (Титов). «Новая» уже отмечала, что этот религиозный деятель открыто высказывает то, на что патриарх Кирилл лишь намекает. Корнилий полностью поддержал и одобрил действия «нашей армии», заявив, что в Украине убивали «только за то, что ты думаешь и разговариваешь на русском языке. Славянские народы не хотят более терпеть это беззаконие». Украинскую сторону он призывает «сложить оружие» и «остановить геноцид, безумие». 

Такая позиция означает для РПСЦ потерю 60 своих приходов в Украине и разрыв с братской церковью, центр которой находится в Румынии…

Разжигатели

Доводами об СВО как единственном способе избежать гей-парада в Донецке или не быть убитым за русский язык не исчерпывается «православная» апология этой операции. Ключевой пункт — непризнание этнокультурной идентичности украинцев и, соответственно, украинской государственности. То есть лозунги типа «Один народ; Одна страна; Малороссия/Новоросия; Святая Русь». Последние десятилетия эту идеологию разрабатывали маргинальные православные группы типа «Союза православных граждан» или «Ассоциации православных экспертов» (АПЭ), к которым всерьез не относились не то что в политическом руководстве страны, но и в руководстве РПЦ. Впрочем, лидер АПЭ Кирилл Фролов возглавлял отдел Украины в Институте стран СНГ Константина Затулина и написал программный манифест уничтожения Украины как «анти-России».

Сегодня Фролов сетует, что иерархи РПЦ заняли пассивную и выжидательную позицию в отношении СВО — 

лишь патриарх, митрополит Тихон (Шевкунов) и архиепископ Сыктывкарский Питирим (Волочков) дали понять, что согласны разделить с Путиным ответственность.

«Пятая колонна» миротворцев, по его данным, действует в синодальных Отделах патриархии (намек на митрополита Илариона (Алфеева)), в Общецерковной докторантуре, а половина епископата вообще имеет украинские происхождение и идентичность.

Переломный исторический момент, который мы переживаем, «открыл помышления многих» в РПЦ. Свои нравственные «каминг-ауты» совершили как сторонники, так и противники «демилитаризации» Украины. Самый преданный в прошлом Москве украинский иерарх — митрополит Тернопольский Сергий (Генсицкий) — официально вернул Путину полученный от него 10 лет назад орден Дружбы. Не слишком большой поклонник украинских культуры и религиозности протодиакон Андрей Кураев занял последовательную позицию, призывая к миру. Напротив, его бывший учитель по Московским духовным школам профессор Алексей Осипов полностью одобрил СВО, приравняв миротворческие призывы к «толстовству». Но настоящую бурю в соцсетях вызвала проповедь «сладкоголосого московского батюшки» Артемия Владимирова — звезды православных телеканалов, который ранее не отличался воинственной риторикой. Он призвал не только довести СВО до конца, но и задуматься о «страшном будущем» Прибалтики.

Допустим, российский обыватель готов принять на веру, что немцы, французы и прочие европейцы, допускающие у себя гей-парады, «забыли об ужасах нацизма» и бросились помогать «бандеровской» Украине. Но как быть с Израилем и еврейским народом — жертвой Холокоста? Еврейская община (очень влиятельная в Украине — достаточно вспомнить имена «топовых» олигархов) однозначно осудила СВО и поддержала киевскую власть. 

Точкой невозврата стало повреждение мемориального комплекса «Бабий Яр». В Израиле поднялась настоящая волна поддержки Украины, развернуты центры по приему беженцев.

Руководство РПЦ, равно как и ультраправославные неформалы, смогли за последние 8 лет убедить Кремль, что «каноническое православие» в Украине — то, которое пребывает в единстве с Московским патриархатом, — это надежная опора. Что оно гонимо и задавлено «бандеровской хунтой» и будет с колокольным звоном встречать «освободителей». На деле все оказалось совсем иначе. И теперь, если дойдет до «разбора полетов», идеологи Святой Руси и «возрождения Малороссии» получат, скажем мягко, строгое взыскание со стороны введенного ими в заблуждение военно-политического руководства РФ.