Бунт на Рогожском
Casus belli стало увольнение авторитетного в Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) настоятеля ее главного храма — Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище — протоиерея Виктора Жельцова. 3 июня, на свои именины, митрополит Корнилий подписал определение, датированное 6 июня, об отставке о. Виктора, не указав какие-либо канонические основания. Приход, к которому относят себя тысячи старообрядцев, возмутился — последнее открытое письмо в поддержку о. Виктора подписало 365 человек. «Произошла катастрофа для всего старообрядчества: раскол и разочарование людей в церкви, — пишут они. — Человека преклонных лет с огромным духовным послужным списком в одночасье унизили, растоптали».
Сам протоиерей, прослуживший в соборе 35 лет, также не согласился со своей отставкой — на амвоне Покровского собора произошла словесная перепалка между ним и митрополитом, а наиболее ревностные прихожане заговорили о выходе храма из юрисдикции РПСЦ. Дело в том, что директивное решение Корнилия нарушает как традиции староверческой соборной демократии, так и несколько пунктов устава РПСЦ — 4.11.6, 4.16.3 и 4.18.7. В отличие от РПЦ, где все единолично решает архиерей, в РПСЦ сложная процедура: архиерей должен вынести представление об увольнении настоятеля на Архиерейский собор, который — в случае согласия — передает его на окончательное утверждение Освященному собору, состоящему из архиереев, клириков и делегатов от общин. Прихожане Покровского собора надеются, что «члены Освященного собора учтут все вышеизложенное, а также тот факт, что отец Виктор Жельцов является работоспособным священником и примером служения подрастающему поколению».
Настоятель Покровского кафедрального собора Протоиерей Виктор Жельцов. Фото: РИА Новости
Непосредственным поводом для юридически спорного решения митрополита стало собрание Рогожской общины 23 мая, которое закончилось потасовкой.
По словам очевидцев, со стороны одного из духовных чад о. Виктора на собрании прозвучала угроза физического насилия в отношении присутствовавшего там митрополита, который ретировался.
Разгоряченная атмосфера собрания стала отчасти продолжением споров, сопровождавших Международный старообрядческий форум в Москве 18–19 мая. На форуме, который открывали Корнилий, Сергей Кириенко и вице-премьер Дмитрий Чернышенко, прозвучали декларации о единстве ценностей старообрядчества и Кремля, а также о сближении (с целью последующего объединения?) всех старообрядческих согласий. Такая политика вызывает раздражение у рядовых староверов и уже, например, привела к выходу из межстарообрядческих проектов второго по численности согласия — Русской древлеправославной церкви (РДЦ) во главе с патриархом Александром (Калининым). Напомним, что по итогам Всемирного старообрядческого форума 2018 г. уже был создан Всемирный союз староверов, независимая позиция которого не нравится руководству РПСЦ и его кураторам из администрации президента. В качестве альтернативы Всемирному союзу РПСЦ и АП пытаются создать Международный старообрядческий союз во главе с заместителем председателя «Международного евразийского движения» Валерием Коровиным, но проект пока буксует.
Страсти вокруг увольнения протоиерея Жельцова вскрыли главную внутреннюю проблему современной РПСЦ: сворачивание традиционной старообрядческой демократии и дрейф в сторону авторитарной модели Московской патриархии. Всемирный союз староверов направил Освященному собору наказ: «Устранить ограничительные меры, установленные на соборах последних лет», то есть расширить представительство мирян на соборах и прозрачность соборных процедур.
Юбилеи ради грантов?
Два последних года прошли в старообрядчестве под знаком юбилея 400-летия протопопа Аввакума, широкое празднование которого было инициировано в ходе визита Владимира Путина в Рогожский поселок в 2017 г. Ранее в староверии не было принято праздновать юбилеи рождения святых, но только дни их перехода в вечность. На непривыкших к такому вниманию староверов полился поток «царских милостей» — от многомиллионных разовых грантов до постоянно действующего фонда «Правда русская», аффилированного с госкорпорацией «Ростех» («Новая» подробно писала о господдержке старообрядчества). И этот поток не оскудевает, невзирая на отдельные «непонятки» (например, президентский грант на сумму 6,5 млн рублей был выделен на создание и размещение в открытом интернет-доступе библиотеки книжных памятников, сохраненных старообрядцами. Но библиотека не открылась до сих пор).
Войдя во вкус, старообрядческие грантополучатели решили не прерывать «вереницу юбилеев». Под новое празднование — 250-летия духовного центра РПСЦ на Рогожском кладбище — Фонд президентских грантов выделил более 7 млн рублей на обтекаемый проект «Развитие информационно-просветительской и научно-исследовательской деятельности в области древнерусской и старообрядческой культуры».
Многомиллионную поддержку получил и Гуманитарный старообрядческий институт имени протопопа Аввакума, существующий пока только на бумаге. Его учредили четыре физических лица, в том числе митрополит Корнилий и недавно почивший Виктор Соловьев, названный в церковных документах профессором. В начале нулевых Соловьев уволился со службы в Минобороны, где работал в Институте военной истории, в звании полковника и занимался мебельным бизнесом. Когда Корнилий решил назначить его ректором создаваемого института, Соловьев спешно принял старообрядческое крещение. За два года работы ректором он не смог представить учебные программы института и набрать штат, после чего, в мае этого года, был заменен Ириной Трушковой из Вятского университета. Тем временем налоговая инспекция № 22 по г. Москве возбудила в отношении института исполнительное производство по взысканию не выплаченных в прошлом году налогов.
Куда уходят иконы
В круг общения митрополита Корнилия входит заслуженный артист России Григорий Лепс — коллекционер и большой ценитель старообрядческой иконы. В сентябре 2018 г. они вместе открывали в Государственном историческом музее выставку «Предивное художество», куратором которой выступила главный специалист по старообрядчеству в музее Елена Юхименко. К тому времени уже пять лет Лепс числился в черном списке Минфина США как член «евразийского преступного синдиката Братский круг» по кличке Гриша. Как утверждалось в расследовании Би-би-си, Лепс проживал в Таиланде и являлся «перевозчиком денег». Помимо США, сейчас ему закрыт въезд также в Литву, Латвию и Украину. Осенью прошлого года Лепс спел в Донецке, а затем посетил храм РПСЦ в Сычевке (Смоленская обл.), где сделал хорошее пожертвование.
Григорий Лепс во время презентации одной из икон своей коллекции. Фото: РИА Новости
Несмотря на запутанную репутацию Григория Лепса, нет оснований подозревать его в какой-либо причастности к переходу старообрядческих икон из церковной в частную собственность. С точки зрения российских законов, артист — добросовестный приобретатель. Но вообще со старообрядческими иконами в России в последние годы происходят чудовищные вещи. Мы уже рассказывали о том, как во Введенском храме РПСЦ в Боровске (Калужская обл.) под видом реставрации подменили две иконы XVIII–XIX вв. на новонаписанные. При этом преступники даже не попытались «состарить» доски. Нынешний год пополнит частные коллекции, в том числе зарубежные, уникальными иконами из деревянного Успенского храма в селе Рытово (Владимирской обл.), который полностью сгорел в ночь на 23 июля. По официальным данным, все его иконы сгорели в огне, однако прихожане при разборе пепелища следов этих икон не обнаружили. А в группе арзамасской общины РПСЦ во «ВКонтакте» даже утверждалось, что иконы были вынесены из храма неизвестными лицами накануне.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Весной этого года горячая водопроводная вода затопила собрание из более чем 600 икон при митрополии РПСЦ на Рогожском кладбище. Какова степень их сохранности и сколько икон из этого собрания утрачено — пока неизвестно…
Сближение с РПЦ и отдаление от своих
Накануне пожара в Рытово, 22 июля, митрополит Корнилий и старообрядческий епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов) посетили воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери в Казани, где присутствовали на его освящении и литургии, отслуженной патриархом Кириллом. По мнению консервативной части старообрядцев, которое широко представлено в блогосфере, такое действие старообрядческих иерархов подпадает под анафему на экуменизм, принятую собором РПСЦ в 2007 г. Центральная доктрина экуменизма — «теория ветвей», согласно которой христианская церковь существует на Земле не как единая структура, а как множество раздробленных деноминаций с разными догматами и традициями. В старообрядческой анафеме утверждается, что такая доктрина несовместима с православным учением о единой и неделимой церкви. Как отмечал сайт «Русская вера», казанский инцидент должен быть оценен Освященным собором:
«Только Собор может либо одобрить этот визит, либо отвергнуть подобную практику».
Патриарх Кирилл во время освящения воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Фото: Егор Алеев / ТАСС
В своем интервью после визита на патриаршую службу митрополит Корнилий намекнул на желание сближаться с РПЦ, охарактеризовав отношения с нею как «мирные, добрососедские». Сближение он прямо связывает с интересами государства: «Мы находимся в одном государстве… Все традиционные конфессии могут помочь государству… Можно объединить наши усилия, чтобы процветало наше Отечество». Такая риторика плохо сочетается с традиционной историософией старообрядчества, которое всегда считало, что государство отпало от истинной веры в результате реформы патриарха Никона (отсюда «ересь никонианства») и мир движется к царству антихриста.
«Коренные» старообрядцы считают Корнилия — бывшего члена КПСС и советского профсоюзного активиста — человеком, далеким от наследия протопопа Аввакума. В подтверждение своей позиции указывают на книгу «Сто проповедей митрополита Корнилия», первое издание которой (2013 г.) содержит плагиат из проповедей «никонианских» священников Иоанна Кронштадтского, Димитрия Смирнова, Вячеслава Резникова, епископа Александра (Милеанта), архимандрита Рафаила (Карелина) и других. Корнилий признавался, что любит беседовать с профессором Московской духовной академии РПЦ Алексеем Осиповым.
Как утверждает телеграм-канал «Незыгарь», имеющий репутацию близкого к АП, объединение РПЦ со старообрядцами неформально курирует «духовник Путина» митрополит Тихон (Шевкунов), что превращает его «в главного претендента на патриарший престол».
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) и президент Владимир Путин. Фото: Михаил Климентьев / ТАСС
Во время Второй мировой войны главный центр поповского старообрядчества оказался за границей. Историческая Белокриницкая митрополия всех древлеправославных христиан с 1940 г. размещается в румынском городе Браила. И у Московской митрополии на Рогожском периодически вспыхивают конфликты со «старшими братьями» из Браилы. Месяц назад Совет митрополии РПСЦ рассматривал очередной «ультиматум» Белокриницкой митрополии, связанный на этот раз со вступлением РПСЦ в каноническое общение с малочисленной (11 приходов) Древлеправославной архиепископией, иерархия которой имеет очень спорное происхождение.
Кандидаты
Сейчас митрополиту Корнилию 74 года — всего год его отделяет от того возраста, когда, например, епископы РПЦ обязаны подать прошение об увольнении на покой. Всю свою жизнь, вплоть до рукоположения в священный сан в конце 90-х, он провел в Орехово-Зуево, работал на заводе и играл в любительском театре, был членом КПСС. Последнее обстоятельство уже привело к расколу РПСЦ 2008 г., когда «оппозиция», со ссылкой на древние каноны, объявила, что предстоятелем церкви не может быть человек, отрекавшийся от Бога.
Сейчас именно этим фактом биографии противники Корнилия в РПСЦ объясняют его чрезмерную зависимость от власти и лояльность «никонианской» РПЦ.
В качестве альтернативного кандидата на пост предстоятеля мои собеседники на Рогожском чаще всего называли архиепископа Донского и Кавказского Зосиму (Еремеева), выпускника Московской духовной семинарии, с раннего детства получившего вполне традиционное старообрядческое воспитание в «липованской» семье в Молдове и всю жизнь служившего в церкви. В 1993 г. он стал старообрядческим епископом Кишиневским и всея Молдовы, а спустя еще 10 лет из-за конфликта с тогдашним Московским митрополитом Алимпием перешел в юрисдикцию Браильской митрополии, что привело к разрыву общения двух старообрядческих митрополий. После смерти Алимпия вернулся в Московскую митрополию РПСЦ и вскоре был назначен епископом Донским и Кавказским. По мнению старообрядческого публициста Сергея Вургафта, «Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости» и сближения с РПЦ. В то же время он склонен к налаживанию контактов с другими консервативными направлениями старообрядчества — в первую очередь с РДЦ (с ее нынешнем предстоятелем он вместе учился в семинарии «по старообрядческой квоте»).
Архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев). Фото: ruvera.ru
Иногда звучит кандидатура влиятельного в РПСЦ протоиерея Евгения Чунина, служащего во Ржеве (Тверская обл.) и готового принять иночество (в православии и, в частности, у староверов епископат состоит только из монахов). Имея репутацию интеллектуала, о. Евгений общается со многими влиятельными людьми: с профессором Натальей Понырко, ближайшей ученицей академика Лихачева, или с помощником президента РФ Владимиром Мединским, который как-то даже отобедал у о. Евгения во Ржеве. Условная «программа» о. Евгения отличается от «герметичного» архиепископа Зосимы большей политизированностью.
Впрочем, на нынешний собор вопрос о смене предстоятеля, скорее всего, вынести не успеют. Помимо прочего, в первый день собора, 19 октября, на нем возникли проблемы с кворумом: не смог прибыть ни один депутат из Украины и Казахстана, а также большинство настоятелей российских приходов. Идея проводить Освященный собор с широким представительством на пике эпидемии многим чадам РПСЦ показалась опрометчивой — даже РПЦ перенесла свой Архиерейский собор на 2022 г.
***
После всех потрясений ХХ в. старообрядчество сохраняет (по крайней мере, внешне) преемство средневековой русской культуры и воспринимается обществом как альтернатива РПЦ. Наверное, именно поэтому российская власть обратила на него пристальное внимание и решила «унифицировать» всю амальгаму старообрядческих согласий и толков. Это внимание и связанную с ним господдержку старообрядцы восприняли как вызов и как «искушение», опасаясь утраты своей идентичности и постепенного превращения во «вторую РПЦ» на службе у Кремля. Выбор между близостью к власти и чистотой риз впервые встал перед старообрядчеством в полный рост…