ЦБ сам привязал рубль к чужой инфляции
ЦБ РФ с маниакальным упорством как в послековидное время, так и сейчас повышает ставку (до 20% 28 февраля 2022-го), якобы для борьбы с инфляцией.
Все это напоминает известный психологический феномен, при котором факт наличия в руках молотка ведёт к восприятию любой проблемы как гвоздя.
На любую сложность ЦБ РФ реагирует не особенно задумываясь — как и с формированием потерянных ЗВР — надеваем грозную брошку и поднимаем ставку.
Проблема в том, что российская инфляция преимущественно носит внешний, экзогенный характер. В частности, она в значительной степени определяется продовольственной, энергетической и сырьевой инфляцией, импортируемой с мировых рынков. А последняя, в свою очередь, была вызвана совершенно неадекватной ультрамягкой монетарной и фискальной политикой ФРС США и европейского ЕЦБ в 2020-21 гг. США и страны Европы имели в последние два года двузначные дефициты бюджета на фоне политики количественного смягчения и нулевых ставок. В итоге они закономерно пришли к высокой инфляции (ИПЦ в США сейчас 7,5%).
А как же эта инфляция докатилась до нас? Отчасти из-за общемирового роста цен на сырье и продовольствие, вызванного вышеописанной фискальной и монетарной политикой развитых стран, которая в прошлом была более свойственна разным банановым республикам.
Ну а другой механизм импорта Россией западной инфляции — это ровно та же политика скупки валюты в ЗВР. Как это работало? ЦБ РФ с Минфином скупали по несколько сотен миллионов долларов день в рамках бюджетного правила. При этом они скупали валюты западных стран с исключительно мягкой бюджетной и монетарной политикой и уже высочайшей инфляцией и снижали тем самым курс рубля, по сути привязывая его к проинфляционным валютам.
Представим себе мысленный эксперимент — ЦБ скупал бы как не в себя венесуэльский боливар или зимбабвийский доллар периода гиперинфляции. Какой бы был эффект? Разумеется, это натяжка, но эффект де факто привязки национальной валюты (в рамках бюджетного правила) к валюте с гигантским двойным дефицитом требовал как минимум осмысления.
Да, бюджетное правило могло бы быть хоть чем-то оправданным, если бы США и ЕС вели консервативную монетарную и фискальную политику (хотя в принципе ЗВР не нужны, как уже отмечалось выше).
Но сейчас, при огромной инфляции в Америке и Европе это была просто привязка своей финансовой системе к условной «Венесуэле».
С похожими инфляцией (пока ниже) и надежностью (как оказалось, значительно хуже). Так что
во многом ЦБ сам создавал инфляцию в России и сам же с ней «героически» боролся абсолютно никчемным и опасным повышением ставки,
параллельно убивая кредитную активность и постковидное восстановление в стране.