КомментарийЭкономика

Остров «Россия»

Его экономику людям придется строить на свои деньги

Этот материал вышел в номере № 23 от 4 марта 2022. Пятница
Читать

Вопреки всей риторике об углублении «экономической самодостаточности» и альтернативных путях развития, экономика Российской Федерации глубоко интегрирована в мировую. И разрыв связей с мировой экономикой может обернуться (и оборачивается) самыми неожиданными последствиями.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

На чужом пороге

Ключевой торговый и финансовый партнер России — это как раз тот самый «условный Запад», связи с которым так стремительно «обрубаются» прямо на наших глазах — причем с обеих сторон.

В 2021 году общий объем российского товарного экспорта составил $544 млрд. Около половины этого объема пришлось на страны Европы и США. Правда, доля США в российском экспорте невелика, около 4%.

Главный покупатель российского энергетического сырья — это Евросоюз. На европейском направлении Россия продает больше 60% всего своего экспорта газа, больше 50% всего объема экспорта нефти и нефтепродуктов, 35% экспорта алюминия и почти 30% экспорта угля.

Великобритания закупает в России более 90% экспортируемого золота, а США — почти 30% экспорта российской платины.

КНР как покупатель, конечно, важен для РФ, но что касается его доли в общем нефтяном экспорте России, то она почти вдвое меньше, чем у Евросоюза. Кроме того, Китай покупает больше 50% российского экспорта древесины. Кстати, несмотря на все разговоры о «дедолларизации», Россия предпочитает, чтобы Китай рассчитывался долларами, хотя доля американской валюты в расчетах между двумя странами устойчиво снижается. По данным прошлого года, Китай оплачивает рублями примерно 9% всей стоимости российских поставок, а Россия оплачивает юанями около 27% всех поставок из Китая.

По данным за январь-сентябрь 2021 года, порядка 55% российских экспортных контрактов предусматривают расчеты в долларах. В евро номинировано почти 30% контрактов. В рублях с Россией активно торгуют страны Евразийского союза, но и доля ЕАЭС в объеме российского экспорта не дотягивает и до 10%. Продает ЕАЭС в Россию тоже немного — максимальная доля ЕАЭС в российском импорте находится на уровне 4% — и это такой товар, как арматура для трубопроводов и котлов.

Евросоюз для России не только покупатель, но и продавец промышленного оборудования. В 2021 году порядка 40% российского импорта ($378 млрд) пришло из Евросоюза, Великобритании и США. Главная статья импорта России — машины, механизмы и транспортные средства, на них приходится около 40% всех закупок за рубежом. Основные поставщики этих товаров — европейские компании. В ключевых производственных секторах российской экономики импортные поставки обеспечивают порядка 30–70% выпуска продукции. Зависимость от импорта наиболее критична в производстве компьютеров и электроники, машин, механизмов и транспортных средств. В химической промышленности порядка 40% добавленной стоимости обеспечивается импортными закупками, в пищевой промышленности — порядка 30%.

Интересно, что, несмотря на все «развитие отношений» между Москвой и Пекином, с точки зрения торговли Россия для Китая далеко не ключевой партнер. Китай нужен России — он покупает 14% российского экспорта и обеспечивает 24% российского импорта — две трети российского импорта телефонов и более 60% импорта электроники приходят из Китая. Но «с китайской стороны» российская экономика не представляет собой важного покупателя — она покупает всего 2% китайского экспорта и обеспечивает 3% китайского импорта.

Так что именно западные страны до последнего времени были ключевыми партнерами Российской Федерации. А не Китай, и тем более не Евразийский Союз. Но теперь сотрудничество с Западом поставлено на паузу.

Без товаров и сервисов

Как разрыв деловых отношений с западным миром будет выглядеть не «в процентах», а «в брендах»?

Закрылись магазины техники Apple, перестала работать система платежей Apple Pay. Boeing и Airbus приостановили поставки запчастей и техобслуживание российских авиакомпаний. Бразильский авиастроительный конгломерат Embraer также объявил об уходе из России. Американские производители процессоров Intel и AMD приостановили поставку своей продукции, приостановил работу Oracle — крупнейший производитель ПО. С российского рынка уходят Mercedes, BMW, Volkswagen, General Motors, Jaguar Land Rover, Chery Automobile, Geely, Ford, Scania, Volvo, Nissan, Harley-Davidson. О приостановке поставок своей продукции объявили производители ноутбуков HP, Dell и Lenovo. Приостановили продажу одежды H&M, Nike, ASOS. Так что в ближайшее время полки магазинов и торговые центры должны будут сильно опустеть, а их сотрудники пойдут искать работу.

«Импортозамещение здорового человека»

Что в этой ситуации могло бы предпринять правительство, чтобы «заместить» товары, исчезающие с полок магазинов, и оборудование, которое может исчезнуть из заводских цехов?

На самом деле, диапазон действий в этой ситуации невелик, объясняет член Экспертного центра по ESG-трансформации общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Тортев.

«В первую очередь в целях жизнеобеспечения необходимо будет обеспечивать штатные потребности по лекарствам, в том числе и очень дорогим. Эти лекарства можно разделить на две «категории»: уже зарегистрированные в России и незарегистрированные лекарственные препараты, медицинские технологии, медицинские услуги и медицинские изделия. К сожалению, целостной стратегии по развитию фармацевтической индустрии и медицинской промышленности у нас не было в конце 2000-х годов, ее нет и сейчас, несмотря на более чем 200 млрд рублей, вложенных в импортозамещение.

Ориентир антимонопольной политики и вектор госзакупок шел на поддержку производителя, а не потребителя, в результате чего из-за протекционистской политики и уменьшения конкуренции у нас не научились нормально изготавливать даже простейшие медицинские изделия.

Второй линией потребности будет импортозамещение электроники и программного обеспечения на станках и средствах производства. Вначале — на участках производства, не требующих высокой технологичности. Имевшаяся до текущего момента политика импортозамещения в станкостроении привела к тотальной нехватке качества выпускаемой продукции и огромным потерям для конечных заказчиков.

В значительной мере утеряна культура производства, крайне мало опытных специалистов, способных спроектировать и создать оборудование с нуля, 

организовать его выпуск на производственных мощностях отечественных предприятий», — подчеркивает Дмитрий Тортев.

Что необходимо предпринять сейчас, если мы действительно хотим «заполнить» опустевшие прилавки и цеха? Все «импортозаместительные действия» следует вывести из-под Закона о контрактной системе (44-ФЗ) и Закона о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ): это сделает участников процесса более свободными в выборе инструментов своего взаимодействия с производителями и пациентами.

Стратегическая цель «отвязки» импортозамещения от контрактной системы — сделать так, чтобы «условный» частно-государственный «Фонд импортозамещения», назовем его так, оказался способен аккумулировать и негосударственные деньги. В среднесрочной перспективе было бы правильным, если бы «Фонд импортозамещения» перекачивал потоки, которые сейчас распылены среди множества каналов государственной поддержки промышленности. Само государство весь объем финансирования и поддержки для реализации нормального функционирования экономики на всем жизненном цикле производства обеспечить пока не в состоянии, объясняет Дмитрий Тортев.

Что касается возможностей транспортного обеспечения условного «Острова Россия», то на этот счет есть оптимистичное мнение гендиректора консалтинговой компании InfraProjects Алексея Безбородова, который считает, что, несмотря на запреты и санкции многих европейских стран в отношении России, перечень потенциальных стран — бизнес-партнеров остается весьма широким.

Читайте также

«Нынешние события гарантируют победу Китаю»

Зависимость России от Поднебесной начнет расти гигантскими темпами. Почему? Объясняет китаист Василий Кашин

Да, иностранные судоходные компании Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC) и CMA CGM, специализирующиеся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов, приостановили свою работу. Но «остаются китайцы, есть индусы, есть иранские контейнерные линии, есть наши контейнерные линии… Конечно, они будут торговаться, но, собственно говоря, они на то и коммерсанты, чтобы торговаться, но в целом никакой фатальной проблемы я не вижу», — объясняет Алексей Безбородов в своем комментарии ТАСС.

Но с точки зрения финансового обеспечения импортозамещения есть проблема, о которой нам только что сообщили правительство и Центральный банк. Сделали они это порознь, но если поставить рядом новости о том, что правительство намерено отменить НДС на покупку золота, и новость о комиссии на покупку валюты в 30%, то экономист сделает вывод об экстренном желании власти продать людям «золото вместо долларов».

Это, в свою очередь, означает, что на «золотые резервы» нет других покупателей, кроме российских владельцев сбережений. (Потому что если бы они были — вам бы никто не предложил «прикупить золота».) Тот, кто хочет сейчас «прикупить золота», должен подумать о том, кому и с какой комиссией он будет его продавать, чтобы превратить в наличные деньги.

То есть как много-много раз было в истории России, спасать экономику страны людям придется на свои деньги. А это означает, что осмысленная экономическая политика не может быть возможна без активного участия в ее обсуждении тех, кому эти деньги, собственно, и принадлежат. Нас с вами.

В подготовке статьи принимал участие Дмитрий Тортев, тг-канал «Время госзакупок»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow