В своем выступлении перед нацией, посвященном независимости «ЛНР» и «ДНР», российский президент перечислил те элементы «мягкой силы», которыми Россия старалась сохранять Украину в орбите своего влияния. Список этих элементов не был слишком длинным и, в отличие от взгляда на формирование украинского государства, не занял в выступлении много времени.
Первым делом были названы льготные цены на газ, торговые преференции, кредиты, которые, по словам российского лидера, принесли украинскому бюджету около $250 млрд с 1991 по 2013 год. Президент также упомянул, что Россия взяла на себя обязательства по выплате советского внешнего долга. Наконец, было добавлено, что внешнеторговый оборот двух стран на пиковом уровне достигал $50 млрд.
Но на этом список составляющих «мягкой силы» оказался исчерпанным. Итого: газ, кредиты и торговля. Стоит отметить, что в XIX веке такой набор был бы отличным приданым за межстрановой союз. Но даже в последней трети XIX века он уже стал стремительно устаревать. Новые технологии и связанные с ними блага появлялись по экспоненте. Со временем доступ к большой номенклатуре потребительских товаров получали все более широкие массы населения.
Страны — лидеры развития были способны не только продавать потребительские товары и оборудование для фирм, но и обучать ноу-хау для соответствующего производства. Реагируя на технологический прогресс и индустриализацию, изменились и университетские системы. Если еще в первой половине XIX века они представляли собой крохотные высшие учебные заведения, в которых преподавались латынь, философия, медицина, право, то вскоре университеты изменились до неузнаваемости и стали походить на фабрики для массового производства специалистов, включая химиков и инженеров.
Существенные изменения произошли и в политическом устройстве передовых экономик. В них установилось демократическое правление. Это достижение часто воспринимается скептически в тех странах, где не оправдались надежды на демократию как на механизм увеличения массового благосостояния. Однако таким механизмом демократия не является в принципе.
Демократия — это механизм «увольнения», который позволяет за счет выборов отстранить от власти правителя и остановить катастрофу,
если к власти пришел совсем непригодный для управления страной персонаж. При этом автоматически работающим механизмом отбора лучших претендентов на государственные посты демократия не является. Выражаясь метафорически, демократия — это ручной тормоз у автомобиля. А вот куда и как едет автомобиль, зависит от умения и представлений водителя, то есть общества. У авторитаризма же порой никаких тормозов нет, поэтому он способен привести управляемую им страну к настоящей катастрофе.
В наиболее успешно развивавшихся странах существенно улучшилась защищенность прав человека. Со временем убийства, пытки, психологическое давление, различные виды дискриминации перестали быть не только моральной, но и статистической нормой. Общество смогло защитить себя от этих инструментов воздействия на индивида и установления унижающей достоинство социальной иерархии.
Значительное развитие получила и социальная система. Она позволила в той или иной мере защитить индивида от различных жизненных шоков, включая потерю работы, утрату трудоспособности и болезни. Преобразовалась поведенческая культура, которая перестала контролировать и регламентировать буквально каждый шаг индивида, дав тому возможность для интеллектуальной, нравственной, эмоциональной самореализации.
Те страны, кто продвигался в этих направлениях наиболее интенсивно, готовы сегодня предложить широкий арсенал элементов «мягкой силы». Это передовое образование, медицина, производственные технологии, права человека, демократическое устройство, уважение к окружающим и многое другое.
Страны, которые накапливали все эти результаты развития менее интенсивно, готовы сегодня быть наставником разве что для наименее благополучных государств мира, а для широкого спектра стран — разместить на своей витрине природные ресурсы, если они есть в их распоряжении.
Такой пакет может дополнять, но никак не конкурировать и заменять арсенал технологических, культурных, правовых, политических, образовательных и медицинских возможностей для развития.
Тем более недостаток «мягкой силы» не может быть компенсирован силой военной. Мир давно уже привык к созидательному взаимодействию и «мягкой силе», причем в большом ее разнообразии. Примитивный силовой контроль может быть эффективным лишь на короткой дистанции времени, но ни в коем случае не на длинных временных горизонтах. Напротив, на длинной дистанции такой контроль исключает возможность для воздействия «мягкой силы», потому что страну-донора попросту перестают воспринимать как возможного партнера, видя в ней лишь угнетателя.
Может ли сегодня Россия предложить пакет «мягкой силы», который может заменить австрийский, немецкий или французский? Нет. Потому что сама российская экономика требует глубокого и масштабного реформирования и развития.
Так, шокирующей иллюстрацией проблем с правами человека стали факты пыток в российской тюремной системе. Российскую политическую систему едва ли можно назвать модернизированной. Медицинская система здесь успешно делает ряд хирургических операций и неплохо контролирует отдельные хронические заболевания, но скверно справляется с онкологией.
Вузовская система почти не представлена в верхней части мировых университетских рейтингов. В случае личных шоковых ситуаций, таких как потеря заработка или серьезная болезнь, россиянам преимущественно приходится рассчитывать на себя и помощь близких людей. С точки зрения экспорта российская экономика преимущественно поставляет свои сложные товары ближайшим географическим соседям из числа стран ЕАЭС. Конкурировать на более отдаленных и/или богатых рынках российским производителям пока удается с огромным трудом, что указывает в том числе и на слабое технологическое оснащение экономики.
Чтобы в российском пакете «мягкой силы» появились и другие предложения, кроме газа и кредитов, России в течение ближайших десятилетий нужно самой продвинуться в соответствующих направлениях. И тогда на постсоветском пространстве она сможет овладевать умами и формировать симпатии масс, делая выбор в пользу других стран и союзов все более спорным.