В конце января МВД России опубликовало на общественное обсуждение проект закона «О предоставлении убежища в Российской Федерации», призванного заменить действующий закон «О беженцах». Это событие вряд ли привлекло внимание: беженцы мало интересуют наше общество. И вряд ли кто-то задал себе вопрос: а зачем нам новый закон о беженцах?
Тот, кто осведомлен в этой теме, сочтет вопрос праздным: действующий закон был принят в 1993 году, в другой исторической реальности, наверняка он устарел. А президент дал поручение обновить и унифицировать все отечественное законодательство в сфере миграции. Это кажется логичным, но смущают цифры.
На 1 января 2021 года (более свежих данных Росстат пока не дает) в России имели статус беженца лишь 455 человек и еще 19 817 человек — временное убежище, гуманитарный статус, предоставляемый на 1 год. 92% обладателей временного убежища — выходцы из Украины. С началом вооруженного конфликта на Донбассе число получивших временное убежище увеличилось с обычных 2‒3 тысяч в год до 300 тысяч (в 2015 году), но затем стало быстро снижаться. Через год-два все беженцы из этой страны получат российское гражданство и число обладателей временного убежища вернется к «довоенным» цифрам. Для самой большой по территории и одной из самых больших по численности населения стран мира такое количество признанных беженцев — ничтожно. Так стоит ли ради 2‒3 тысяч человек принимать новый закон?
Но может быть, старый закон не позволял России в полной мере выполнять обязательства, принятые при присоединении к Конвенции 1951 года о статусе беженцев? Может быть, новый закон нужен для того, чтобы наша страна начала наконец вносить достойный великой державы вклад в оказание помощи беженцам, число которых в мире в прошлом году достигло самой большой со времен Второй мировой войны цифры — 27 миллионов человек?