Комментарий · Культура

А также в области балета

Объявлены номинанты на премию Американской киноакадемии «Оскар». Среди претендентов фильм из России

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
«Аллея кошмаров». Кадр: Kinopoisk

Прошлогодняя церемония — первая постпандемийная — была весьма странной. Непривычно тихой. Словно напуганный вирусом «Оскар» оправдывался: да, мы все-таки ее проводим, но без особого шума/блеска/веселья с шампанским. 

И проходила она сразу в нескольких местах. Например, номинанты из Великобритании собрались в лондонском кинотеатре BFI Southbank, принадлежащем Британскому институту кино. Ведущего не было. 

27 марта в театре «Долби» в Голливуде состоится 94-я церемония, первая за три года премия, на которой появится ведущий, и, скорее всего, им станет Пит Дэвидсон. В его репертуаре шутки и скетчи, связанные с реальностью, он не боится касаться самых сложных проблемных тем: от трагедии 11 сентября — до наркозависимости и взаимоотношений с церковью. 

Главная новость для нас — российский фильм «БоксБалет» Антона Дьякова номинирован на «Оскар» в категории короткометражной анимации.

На суздальском анимационном смотре эта картина появилась как черт из табакерки. Даже ее продюсер Александр Боярский увидел готовую версию лишь на большом фестивальном экране. 

А началось все с арт-питчинга на питерской студии «Мельница», известной в основном мультфильмами про богатырей. После победы на питчинге Дьяков мог воспользоваться богатой технологической базой студии. И мы увидели новый почерк режиссера. Вместо легкого тактильного изображения («Костя», «Питон и сторож») — масляный, плотный стиль, очень яркий и выразительный. При этом острый рисунок, внятная история. Вышел классный микс: авторское + коммерческое. Драйвовое, блестящее по таймингу и монтажу кино.

Скриншот из мультфильма «БоксБалет». Кадр: kino-teatr.ru

Сюжет прост. Боксер — гора мышц, сломанный нос, заплатки из пластыря, красные треники — влюблен без памяти в Балерину. В нечто бестелесное, воздушное, как фуэте над полом. Что у них общего? Любовь зла, а любовное настроение может быть и изумляющим симбиозом грубого и тонкого — притяжением противоположностей.

Работа проделана титаническая: фильм нарисован в 2D, но потом вручную тонировали едва ли не каждый кадр — вместо глянца у изображения появились объем, глубина, плотность.

Думаю, продюсер Александр Боярский ни минуты не пожалел о вложенных в сногсшибательный хит средствах. Уже замечено: фильм Дьякова совершенно универсален, нравится любому зрителю, вне зависимости от возраста, национальности, насмотренности. Поэтому и шансы на победу весьма высоки. 


В главной номинации «Лучший игровой фильм» представлены: 

«Власть пса» Джейн Кэмпион. Это брутальный вестерн, даром что снят женщиной. Впрочем, Кэмпион вскрывает в ядовитой мужественности и связанном с ней основополагающем мифе о строителям Америке стремление к подавлению другого. Владелец ранчо Фил (Бенедикт Камбербэтч) не дает покоя новой жене своего брата Роуз (Кирстен Данст) и ее сыну-подростку. Гипнотическая съемка, великолепная актерская игра — у Кэмпион есть все шансы стать третьей женщиной-режиссером в истории, которая получит «Оскар» и за лучшую режиссуру. Вполне вероятно, что работа Камбербэтча также будет вознаграждена по справедливости. 

«Власть пса». Кадр: Kinopoisk

«Белфаст» — автофикшн режиссера Кеннета Браны, повествующий о его детстве в Белфасте во время конфликтов в Северной Ирландии. Семью кинематографиста сыграли Катрина Балф, Джейми Дорнан, Киаран Хайндс и Джуди Денч, а самого находящегося в эпицентре событий мальчика — Джуд Хилл… Кеннет Брана уже пять раз номинировался на «Оскар», а «Белфаст» получил главную награду 46-го Международного кинофестиваля в Торонто в номинации «Выбор зрителей». Впрочем, среди столь сильных конкурентов вряд ли стоит надеяться на победу. 

«Белфаст». Кадр: Kinopoisk

«Не смотрите наверх» — язвительная трагикомедия Адама МакКея, аллегория об апокалипсисе, с фотографической точностью описывающая нашу реальность, в которую порой отказываешься верить: этого не может быть! Как трудно поверить в существование политиков, решительно отметающих катастрофические проблемы экологии, убийственную информацию о последствиях глобального потепления.

«Не смотрите наверх». Кадр: Kinopoisk

«CODA: ребенок глухих родителей». Тихая драма Сиан Хедер. 17-летняя Руби — единственная слышащая в семье — помогает глухим родителям и брату в рыболовном бизнесе. Но когда ей предлагают подумать о музыкальном будущем, девушка оказывается перед чертой невозможного выбора: между семьей и новой мечтой. 

«CODA: ребенок глухих родителей». Кадр: Kinopoisk

«Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути — экранизация небольшого рассказа Мураками. Театральный режиссер после потери жены соглашается на постановку спектакля «Дядя Ваня». Во время подготовки он сближается со своей личной водительницей Мисаки. О чувстве одиночества и попытках выйти из него с помощью Чехова.

«Сядь за руль моей машины». Кадр: Kinopoisk

«Дюна» Дени Вильнева. Самая громкая обсуждаемая премьера прошлого года. Настоящий science fiction: не столько история, сколько вселенная, живущая по своим дивным законам, дышащая синхронно с пульсом Вселенной.

«Дюна». Кадр: Kinopoisk

«Король Ричард» Рейнальдо Маркуса Грина. Милая, средних достоинств картина об отце пяти дочерей, составившем план на грандиозное будущее для своих девочек. Из восьмилетней Винус и семилетней Серены он намеревается сделать звезд тенниса. Фильм об отце знаменитых сестер-теннисисток Серены и Винус Уильямс с Уиллом Смитом в главной роли. 

«Король Ричард». Кадр: Kinopoisk

«Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона. Нежный ностальгический ромком о первой любви. Кино честное и уязвимое, как сам подросток, балансирующее между арлекинадой и пасторалью, заряженное спонтанностью, бегущее по осколкам разбившейся о время мечты.

«Лакричная пицца». Кадр: Kinopoisk

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо — экранизация одноименного романа Уильяма Линзи Грэшема. О мошеннике Стэне Карлайле. В канун Второй мировой он прибивается к бродячему балагану и осваивает хитроумные способы «чтения» мыслей по методу одного из «гадателей». Нуар об Эдипове комплексе с привкусом мистики. В роли медиума — неотразимый Брэли Купер. 

«Аллея кошмаров». Кадр: Kinopoisk

«Вестсайдская история». Стивен Спилберг снял свою версию легендарного мюзикла. Это ремикс классики об обреченной любви, сделанный без желания ошеломить зрителя, но с намерением вернуть XXI веку музыкальную романтику века ХХ, без сиропа, но и без компьютерных аттракционов, постмодернистских игр. 

«Вестсайдская история». Кадр: Kinopoisk