12 ноября в Лангепасе стая собак изгрызла 43-летнюю женщину, напав на нее в безлюдном месте. Несчастная скончалась на руках медиков. Возбуждено уголовное дело.
В России руками сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова готовится реформа местного самоуправления, в январе начнут запрещать спутниковый интернет от Илона Маска, доработку закона о QR-кодах вычеркивают из поручений президента… но Сибири и Дальнему Востоку не до всего этого. Города за Уральским хребтом объединяются в крестовый поход против «собачьего закона». Мэры уверяют, что бродячие собаки едят людей (и это, увы, не метафора) на «вверенной им территории», потому что ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными» не позволяет эффективно бороться с угрозой.
12 ноября в Лангепасе стая собак изгрызла 43-летнюю женщину, напав на нее в безлюдном месте. Несчастная скончалась на руках медиков. Возбуждено уголовное дело.
29 декабря 2021 года в Якутске погибла Сардана Слепцова, ученый и педагог, доцент Северо-Восточного федерального университета, заведующая лабораторией «Технологии полимерных нанокомпозитов», кандидат технических наук. Ее также атаковала стая бродячих собак. Но на этот раз человек погиб практически в центре города, в месте, где собаки неоднократно набрасывались на людей, и эта смерть получила большой резонанс по всей стране.
Напуганные якутские чиновники поначалу попытались выдать гибель человека за смерть от естественных причин — псы якобы терзали уже покойницу, но следственные органы их не прикрыли.
Возможно — по той причине, что в социальных сетях почти сразу распространилось видео с камер наблюдения, на которых видно, как женщину атакуют собаки.
В настоящее время следственным управлением СК РФ по Якутии возбуждено два уголовных дела в отношении неназываемых «должностных лиц» по статье «халатность». Прокуратура республики, в свою очередь, провела проверки по всем муниципалитетам. По итогам «было выявлено 355 нарушений закона, в целях их устранения принято свыше 220 актов реагирования». Но человека это уже не вернет.
Трагедии в Якутске предшествовали неоднократные нападения животных на людей в том же районе — окрестностях городского ипподрома. Более того, видеозапись одного из таких нападений, совершенного 30 ноября — стая сбивает с ног женщину и уже готовится ее разорвать, но жертва чудом ухитряется подняться и уходит, отбиваясь сумкой, — наделала шума на всю страну. Она обошла многие федеральные информационные агентства. Мэрия Якутска тогда объявила об усилении мер по отлову собак, но нападения не прекратились, и в конечном итоге завершились гибелью человека.
Пока правоохранительные органы ведут следствие, общественность и политики Якутии объявили главным виновником трагедии человека, который даже не был в Якутске, — известного российского «ученого» с красивой диссертацией и справкой, бывшего завкафедрой политологии и социологии Плехановки, бывшего зампреда думского Комитета по образованию Владимира Бурматова, депутата Государственной думы, автора закона «Об ответственном обращении с животными».
Согласно данному закону, умерщвление (даже гуманное) бродячих животных запрещено. Региональные власти имеют право только отлавливать тех же собак, стерилизовать их, лечить и — возвращать в привычные места обитания. То есть обратно на улицы.
Возвращению не подлежат только агрессивные, опасные для человека особи. Для их содержания необходимо строить приюты, где собаки должны содержаться пожизненно.
Федеральных средств на финансирование или хотя бы софинансирование таких приютов предусмотрено не было — г-н Бурматов вносил законопроект с нулевым ФЭО (финансово-экономическим обоснованием). Отвечают за собак региональные власти, но почти повсеместно они делегировали полномочия муниципалитетам, которые выкручиваются кто во что горазд. Выделяемые субвенции явно не достаточны для выполнения обязанностей.
Нехватке средств еще больше способствуют приписки и бессовестно раздутые сметы. К примеру, в Якутске стоимость доставки собаки на место отлова составляет почти 1,5 тыс. рублей. Эта стоимость эквивалентна трехчасовой аренде местного такси класса «комфорт».
В столице Якутии приюта с пожизненным содержанием животных нет, есть только ППБЖ — пункт передержки безнадзорных животных, который прежний мэр Якутска Сардана Авксентьева (ныне депутат Госдумы РФ), в свою очередь, спихнула на общественную организацию «Помоги выжить».
8 декабря 2021 года — за две с небольшим недели до трагедии — ППБЖ объявил о том, что его вольеры переполнены и передержка начнет выпускать отловленных животных обратно на улицы, отдавая предпочтение наиболее сильным и крепким особям, способным пережить суровую (до –50 градусов) якутскую зиму.
«Собак надо выпускать, мест у нас все меньше и меньше. К выпуску будут отобраны собачки самые крепкие, упитанные и готовые к суровой зиме. Большая просьба не проходить мимо них на улицах города, по возможности подкармливать».
Из сообщения Пункта передержки от 8 декабря 2021 г.
После гибели Сарданы Слепцовой прокуратура Якутии через суд ввела обеспечительные меры — ППБЖ запретили выпускать собак на улицу, а администрация города начала запрещать подкормку бродячих собак и даже устраивать рейды по торговым базам и оптовкам с целью проверить — не создается ли «кормовая база» для безнадзорных животных…
Мэр Якутска Евгений Григорьев заявил, что город получит в 2022 году на «собачий вопрос» субвенцию в 31 млн рублей, что почти на 3 млн рублей больше, чем в году ушедшем. По оценкам муниципальных чиновников, эта сумма все равно недостаточна, нужно как минимум втрое больше.
Неофициально назначенный в Якутии «врагом общества № 1» депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов свою ответственность в случившемся не признает, в свою очередь эмоционально (ему не привыкать) обвиняя муниципальных чиновников на местах:
— [В России происходит] саботаж исполнения Федерального закона об ответственном обращении животных со стороны ряда регионов и муниципалитетов. Отдельные регионы открыто выступают за возвращение практики усыпления бездомных собак, что противоречит федеральному законодательству и Конституции России.
Это идет из тех регионов, где на протяжении нескольких лет не пытались решать проблему. А теперь говорят: у нас закон не работает, верните нам право усыплять.
Самым громким примером стала Якутия — 29 декабря там погибла женщина… Из региона стали поступать заявления — изменить [федеральный закон]. Как это согласуется с Конституцией России? Они не работали все это время. В Якутии не построено ни одного приюта!..
Активную поддержку господину Бурматову оказывают зооактивисты со всех уголков России.
Переживая за собак, они активно осуждают любые попытки вернуть практику их усыпления, а земляков погибшей Сарданы Слепцовой, которые требуют истреблять хотя бы агрессивных псов, обзывают нелюдями, проклинают до седьмого колена. Некоторые в своих эмоциях доходят до призывов сбросить на Якутск атомную бомбу или скормить все население собакам заживо:
«Вы уже всему миру показали, какие вы люди [нецензурн.], таких нелюдей не жалко, пусть вас всех сожрут заживо».
В ход идут даже оскорбления по национальному признаку, что уже привело к возбуждению административного дела в отношении одной из активисток и штрафу по ст. 20.3.1 КоАП РФ — «за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности». Соответствующее решение недавно принял Якутский городской суд.
Население Якутии на обвинения и оскорбления отвечает ответным хейтом, называя активистов «зоошизой» и требуя приравнять их к экстремистской организации. Общее негодование рикошетом бьет по местным любителям животных, волонтерам общественных организаций, пытающихся спасать бродяжек, убирая их с улиц. Они становятся козлами отпущения в глазах общества, подвергаются осуждению и публичному шеймингу — «из-за вас погиб человек».
Параллельно тему пытаются оседлать политики и лидеры общественного мнения республики. Но получается очень неудачно.
Так, парламент Якутии объявил о намерении разработать поправки в «закон Бурматова». Соответствующий документ, готовившийся профильным комитетом — по селу и аграрной политике, — планировалось рассмотреть на внеочередной сессии 17 января 2022 года, но в последний момент вопрос был снят в связи с его «непроработанностью».
В начале января в Якутск прибыли сразу трое депутатов Госдумы — избиравшиеся от республики Галина Данчикова («Единая Россия») и Сардана Авксентьева («Новые люди»), а также Георгий Арапов («Новые люди»). Они приняли активное участие в обсуждении собачьего вопроса с представителями общественности и республиканскими чиновниками в общественных палатах республики и города, но, похоже, ничего из этого не вынесли.
Сардана Авксентьева сразу после отъезда записала видео, в котором призывает «не верить», будто Якутия призывает вернуть усыпление животных, потому что регион на самом деле просит только денег на приюты. Это полностью противоречит риторике почти каждого, кто выступал на обсуждении «собачьего вопроса» в обеих палатах.
Галина Данчикова хранит молчание, будучи связана партийной дисциплиной.
Еще в прошлом году, в марте, она, действуя вместе с другими депутатами-единороссами Марией Беспаловой и Надеждой Максимовой, попыталась внести в «закон Бурматова» поправку, разрешающую региональным властям при необходимости усыплять бродячих собак. Поправка просуществовала ровно сутки, после чего была отозвана. Прокомментировать ситуацию посчитал необходимым лично Андрей Турчак, секретарь партии «Единая Россия».
— Вчера соцсети накрыла волна возмущения законопроектом. Не для того жители страны поддержали поправки в Конституцию и нашими коллегами по фракции «Единая Россия» принимался важнейший закон об ответственном обращении с животными, чтобы вот такими «инициативами» ставить крест на всей работе…
Гибель Сарданы Слепцовой, увы, не первый трагичный случай, связанный с собаками Якутии. До этого от клыков собак погибла другая молодая женщина в Якутске, а также две девочки в поселках Тикси и Беркакит. Все три случая произошли до принятия «закона Бурматова» — в 2003 и 2014 годах. Это позволяет с уверенностью утверждать — дело не только в отдельно взятом плохом нормативном акте. Тем не менее
закон, безусловно, создает дополнительные проблемы с решением «собачьего вопроса», поскольку требует значительных финансовых ресурсов.
И ситуация актуальна не только для Якутии.
Напомню, в настоящее время началась консолидация мэров, входящих в Ассоциацию городов Сибири и Дальнего Востока (56 городов), вокруг предложения главы Улан-Удэ Игоря Шутенкова о создании межрегиональной рабочей группы для подготовки поправок в ФЗ-498.
Шутенков неоднократно заявлял о необходимости пересмотра закона, поскольку не мог гарантировать безопасность своим гражданам — в Улан-Удэ случаи нападения собак на людей фиксировались неоднократно. События в Якутске побудили его снова вернуться к теме, поскольку «закон, несущий гуманную цель, забуксовал». Господин Шутенков предложил создать межрегиональную рабочую группу по совершенствованию федерального закона. На этот раз к нему присоединился глава Новосибирска Анатолий Локоть, возглавляющий ассоциацию. А следом за ним предварительное согласие выразили представители Магадана, Кирова, Мурманска, Нижнего Новгорода, Самары, Челябинска, Йошкар-Олы, Красноярска, Нарьян-Мара, Омска, Перми, Уфы, Элисты, Волгограда, Казани, Петропавловска-Камчатского, Калининграда и Ульяновска.
Владимир Бурматов, в свою очередь, на недавней пресс-конференции в РИА «Новости» заявил, что никакие поправки, разрешающие усыплять собак, через Госдуму не пройдут.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}