Это все выглядит сюрреалистично: «политически значимое лицо» (politically exposed person, PEP) само признается в создании целой сети офшорок, на которые должны были уходить деньги? Мы решили проверить эти утверждения. Проблема, однако, в том, что судебного решения по делу не было — суд завершился мировым соглашением между Назарбаевой и ее финансистами. Но мы сумели получить копию искового заявления Алии к неким Денису Короткову-Кагановичу и Малику Ишмуратову из официального реестра английских судебных документов. И вот что мы в нем прочли.
Офшорная сестра
Алия Назарбаева утверждает, что в 2005 году познакомилась с неким Маликом Ишмуратовым, который будто бы стал активно ее консультировать на предмет персонального богатства. Со слов Назарбаевой, он многократно говорил ей, что она PEP — «политически значимое лицо» и что ей опасно хранить активы в Казахстане; что ей нужно держать активы за границей и что он знает людей, которые могут в этом помочь. В 2006 году Ишмуратов познакомил ее с «опытными менеджерами персонального богатства» — Денисом Коротковым-Кагановичем, Романом Жуковским и Флорианом Раисом. С этими джентльменами Алия встречалась в Лондоне, Женеве и Алматы; в Лондоне они под это дело даже открыли офис.
Согласно заявлению Назарбаевой, в середине 2006 года она продала «некоторые ценные акции» в Казахстане, получив около 325 млн долларов. И снова ей г-н Ишмуратов посоветовал вывести эти деньги. Советы упали на благодатную почву: