«Главная проблема — это наследие советского менеджмента в управлении образованием, культура «тише едешь — дальше будешь», на которую накладываются особенности современного менеджмента. Современному российскому университету не тепло и не холодно от того, как складываются его отношения с выпускниками, которые в других условиях приносят своему вузу и славу, и деньги, создают «эндаумент» — фонды целевых пожертвований для университета, дают выпускникам стипендии. Совместные проекты с выпускниками повышают и репутацию вуза, и доход. Однако в России от выпускников вузов, если это не СПбГУ (или в какой-то степени ВШЭ), мало что зависит; стимула для взаимодействия у вузов нет. Хотя от совместных программ, на самом деле, зависит многое: скажем, упоминаемость вуза в СМИ — это один из критериев в целевой «Программе 5-100».
В университетах есть большие проблемы во взаимодействии с выпускниками, они часто занимают позицию «несите нам ваше все, а мы посмотрим, брать или не брать». Они знают, что чем меньше работы, тем проще, что там, где есть посторонняя инициатива, возникают проблемы с инициаторами. Сейчас, когда «Тотальный диктант» перешагнул границы НГУ, университету, чтобы сохранить привилегированные позиции, стоило бы сделать еще один шаг — и с позиции не патронирующей, а партнерской.
Ольга Ребковец не просто выпускница вуза, она член Президентского совета по русскому языку, она занимается важной государственной задачей. Нас упрекают, что мы перенесли столицу диктанта из Новосибирска — но это важно для развития проекта, это часть российской идентичности в других странах. Конечно, даже после переноса офиса в Москву НГУ был нашей привилегированной площадкой: туда приезжали наши топовые диктаторы, там писали диктант до трети всех новосибирцев.
Я очень ценю вклад филологов НГУ в проект — это придало ему уже на первом этапе научную основательность. Но и научное филологическое сообщество много выиграло: проект дал ему формальную и неформальную коммуникацию с лучшими филологами страны, не быть на отшибе. И НГУ получил от «Тотального диктанта» не меньше, чем тот от НГУ: проект стал узнаваемым, он ассоциировался с Академгородком и НГУ, и каждый год «Тотальный диктант» поднимал волну упоминаний НГУ в прессе, в город приезжали известные писатели, которые вообще-то в Сибирь толпой не ломятся. Но вуз не должен считать себя космодромом, с которого стартуют ракеты. Ракеты не появляются сами собой, их кто-то делает».