Агенты Нигерии, Таджикистана и Марокко
Когда Минюст пополняет списки СМИ-«иностранных агентов», ведомство не утруждает себя как-то оповещать подвергаемых государственной обструкции, и уж тем более объяснять причину, почему тот или иной человек оказался в их реестре. Эти обстоятельства становятся известны, когда новоиспеченные «иноагенты» судятся с Минюстом и получают на руки мотивировочное решение суда. Причем эти причины получения «иноагентского» статуса с каждым разом становятся все абсурднее. Так, координатор «Голоса»* в Твери Артем Важенков* рассказал, что его включили в реестр СМИ-«иноагентов» из-за денежного перевода от гражданки Нигерии Абуре Флоренции, с которой он не был знаком.
«1 апреля 2021 [года] мне перечислили деньги с карты этой женщины за покупку билета на самолет, за который я, в свою очередь, расплатился милями одной из авиакомпаний. Таким образом, я просто продал накопившиеся мили одной из авиакомпаний. То есть это не перевод, а сделка, плата за продажу, и это видно из детализации моих платежей. Но Россия считает, что это серьезное основание полагать, что я «нигерийский шпион», — написал Важенков.
Координаторы «Голоса»* в Алтайском крае и Тамбове Катерина Кильтау* и Владимир Жилкин* узнали, что их внесли в список «иноагентов» из-за денежных переводов в 200 рублей. Кильтау опубликовала копии документов в Facebook. Из них следует, что 24 августа она получила денежный перевод от гражданина Таджикистана Отабека Холдорбоевича в 200 рублей.
«Я пыталась вернуть деньги, потому что не знала, кто это, а главное — за что. Не получилось. Из открытых источников стало ясно, что он учился в Политехе в Барнауле (как и я), а сейчас занимается ремонтом квартир. Видимо, кто-то попросил его это сделать, скорее всего, в обмен на спокойную жизнь», — заявила она.
Координатор тамбовского отделения «Голоса» рассказал в фейсбуке, что его внесли в список «иноагентов» после того, как в феврале 2020 года он получил от марокканского студента по имени Лотфи Хазма 171 рубль в качестве платы за поездку в такси.