Предаваясь излишествам
Времени князь не терял, предавался воспоминаниям о своих многочисленных европейских путешествиях с наследником и пытался материализовать эстетику европейских дворов в планировке парка и собирании предметов искусства, содержании двух оркестров и выписке для крестьян из-за границы учителей по музыке и живописи. Как вспоминал росший по соседству Филипп Вигель, «в великолепном уединении своем сотворил он себе, наподобие посещенных им дворов, также нечто похожее на двор. Совершенно бедные дворяне за большую плату принимали у него должности главных дворцовых управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. <…> Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы; распределение времени, дела, как и забавы, все было подчинено строгому порядку и этикету. <…> Он наслаждался и мучился воспоминаниями Трианона и Марии-Антуанетты, посвятил ей деревянный храм и назвал ее именем длинную, ведущую к нему аллею». Был и храм Терпения — еще одно самонапоминание о злом роке и вере в перемены. Другие же храмы напоминали о парках Павловска и Гатчины — именно в Гатчину, наследнику, Куракин слал письма с описанием видов из собственного окна, призванных скорее убедить самого себя, что жизнь налаживается.