Илья Эренбург сравнивал человеческую цивилизацию с хрупким мыслящим тростником. Он считал, что цивилизация существует только благодаря чрезвычайно тонкому и уязвимому культурному слою, удерживающему ее от сползания обратно в варварство, — стоит повредить этот слой, и гуманитарная катастрофа неизбежна. Эренбург и его современники сами были свидетелями катастрофы, которая наглядно продемонстрировала, как мало усилий требуется, чтобы переломить этот тростник.
Когда гибнет культурный слой, поддерживающий цивилизацию, его замещает не вакуум, как многие думают, а антикультура. На месте мыслящего тростника с комфортом располагается думающий муравейник, который тут же крепко цепляется за власть.
Думающий муравейник — антипод мыслящего тростника. Они находятся в состоянии непрерывной войны друг с другом. Там, где появляются муравьи, тростник больше не растет.
И будущее России, в конечном счете, зависит от того, чем закончится столкновение этих двух взаимоисключающих русских цивилизационных скреп.
О пользе исторического лавирования
На исходе прошедшего лета я опубликовал в «Новой газете» статью «Спойлер России будущего», которую считаю одним из самых оптимистичных своих текстов последних лет, зажигающим лампочку в конце того расстрельного тоннеля, по которому движется российский либерализм. Но многие из тех, кто оказался заблокирован в тоннеле, моего оптимизма не разделили, посчитав статью упаднической, демобилизующей и даже оправдывающей безальтернативность сформировавшегося в России общественного строя.
Диагноз — первый шаг к исцелению. Если драматические события не являются следствием случайного стечения обстоятельств, а вытекают из логики истории, то появляется надежда, что ее неутомимый крот рано или поздно проделает свою работу до конца и пророет выход из тоннеля даже вопреки политической слепоте застрявшего в нем общества. Однако моя попытка обнаружить эту логику и объяснить реальность не волей отдельной личности или даже нескольких личностей, а широким распространением массовых заблуждений, формирующих волю этих «злонамеренных» личностей, была воспринята как апология режима и чуть ли не его нравственная и историческая реабилитация.