Сюжеты · Спорт

«Я-то нормальная»

Паралимпийская чемпионка Ольга Семенова — о том, как за 20 лет изменилось отношение к людям с инвалидностью

Анастасия Тороп , корреспондент
Ольга Семенова. Фото: Арден Аркман / «Новая»

Фонбет — партнер совместного проекта «Новой газеты» и Паралимпийского комитета России

Ольга родилась в 1973 году в маленьком городке на границе с горным Алтаем — в Бийске. «Оттуда начинается Чуйский тракт, замечательная природа, добрые люди. Мое место силы до сих пор», — рассказывает спортсменка. В Бийске семья Ольги жила, пока ей не исполнилось три года, потом Чуркины (девичья фамилия Ольги) переехали в Белокуриху — небольшой город в 60 км от Бийска. Еще несколько месяцев спустя погиб отец. Из-за стресса у девочки резко ухудшилось зрение.

«Уже в 4 года у меня очки были минус 6, что очень серьезно для маленького ребенка. Зрение продолжало падать, и учиться я пошла в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Мне безумно повезло, что я попала в эту школу», — считает спортсменка.

По словам Ольги, именно в школе ее учили не только читать и писать, а жить и побеждать.

«В то время Всероссийское общество слепых очень много внимания уделяло спорту, было много соревнований. Я начала заниматься легкой атлетикой в 13 лет. Влюбилась я в спорт буквально с первой тренировки, почти сразу попала в сборную школы и начала выступать на соревнованиях», — вспоминает она.

Мама Ольги переживала, что спорт может навредить здоровью дочери, так как при близорукости серьезной степени врачи просят быть осторожными с физическими нагрузками.

«Когда я отпрашивалась на свой первый сбор, уверяла маму, что только бегаю и что это не опасно. И мама, наверное, до конца своей жизни думала, что я только бегаю, и вообще не представляла, что на тренировках я поднимаю тяжелые штанги или делаю прыжки», — улыбается Ольга.

При этом, по мнению спортсменки, физическая нагрузка, наоборот, помогла ей, и в 16 лет у нее перестало ухудшаться зрение — очень долго держалось на отметке минус 12.

«У меня не было никогда мыслей, что моя жизнь ужасна из-за того, что я плохо вижу. Единственное, что мне бы хотелось, — это посмотреть балет по-настоящему. То есть я не вижу выражение лиц, мелкие детали, как бы близко я не сидела. Также я бы хотела водить автомобиль, но из-за зрения у меня нет такой возможности».

Фото: Арден Аркман / «Новая»

Паралимпиады

С 13 лет Ольга со спортом больше не расставалась. После школы она поступила в университет, но, как признается паралимпийская чемпионка, ничто ее не увлекало так, как спорт. Первые медали Ольга выиграла в 1992 году на Играх в Барселоне — серебро на беге 100 м и 200 м, а также бронзу на 400 м. Спортсменка готовилась к следующим Играм в надежде победить, но обстоятельства оказались сильнее.

За полгода до Паралимпиады у Ольги погибает тренер, а из программы Игр убирают дисциплины, в которых спортсменка рассчитывала победить: бег на 100 м, 200 м и 400 м. Остается многоборье, которое включает в себя прыжок в длину, толкание ядра, бег на 100 м, метание диска и бег на 800 м. Прыжки у Ольги никогда не получались, а бег на 800 м она не любила.

«Многоборье — это не мое, я терпела, и мне было очень сложно в технических видах (прыжок в длину, метание диска и толкание ядра. — А. Т.). Но в спорте — как в жизни: у кого-то лучше математика идет, у кого-то — литература. Для меня 800 м — это просто смерть. Я знаю, что такое тяжелый труд, но так и не смогла у себя в голове переключить, что нужно бежать два круга на стадионе, а не один», — рассказывает спортсменка.

Несмотря на обстоятельства, Ольге удалось выиграть на тех соревнованиях серебро. Паралимпийской чемпионкой она станет через 4 года, вновь выступая в нелюбимом многоборье. В этот раз у Ольги было уже больше времени на подготовку именно к многоборью, но прошла она тоже не совсем гладко. За два года до Игр Ольга родила сына, из-за чего пропустила много времени.

«Когда я узнала, что у меня родится Дима, я нисколько не сомневалась в том, что это важнее подготовки к любым соревнованиям. Хотя мне все говорили, что я сошла с ума, что ничего не успею. А я говорила: ну хорошо, будут эти Паралимпийские игры, потом будут еще одни, а там будет чемпионат мира, потом еще что-то. А дети — это другое, нельзя это решение подстраивать под график соревнований. Это должно просто случиться в твоей жизни. Когда Диме было около года, мы с мужем уехали на сборы, а он остался со своей бабушкой», — вспоминает Ольга.

После золота на Паралимпиаде в 2000 году Ольга выиграла еще два золота через 4 года: тогда в программу Игр вернули любимые беговые дисциплины, и спортсменка прибежала первой на финиш в беге на 100 и на 400 метров. Со своей последней Паралимпиады, в 2008 году, Ольга вернулась без медалей: помешала травма. Тогда появились мысли об окончании спортивной карьеры.

«Из спорта уходила очень тяжело, даже не ожидала от себя. Все вокруг говорили: «Да ладно, Семенова такая сильная, она справится». Но мне было невыносимо тяжело, и я почти полгода лежала, уткнувшись в стену. Я ничего не могла делать, ни о чем не могла думать, не получалось переключиться. Мне тогда помогла моя подруга, 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр Рима Баталова, которая начала меня потихоньку вытаскивать из этого состояния», — рассказывает чемпионка.

Тогда Ольга решила пойти работать в Паралимпийский комитет России в отдел, который отвечает за подготовку к Паралимпийским играм. Сейчас Ольга стала главой этого отдела.

Фото: Арден Аркман / «Новая»

«Отношение к инвалидам было другое»

По словам Ольги, Паралимпийский спорт сильно изменился за последние годы. Он становится профессиональным: лучшие спортивные базы страны, тренеры, экипировка, медицинское обследование, зарплаты, поддержка государства.

«20 лет назад мы на энтузиазме тренировались, мы не получали за это деньги. Я очень часто слышала, что мне вообще не положено платить зарплату, так как не было никаких нормативных документов, регулирующих материальную поддержку сборной. Отношение к инвалидам было другое: журналисты на полном серьезе меня спрашивали: «Как вы чувствуете себя среди нас, нормальных людей?» У меня такое было два раза, и я обычно отвечала: 

«В принципе я нормальная, не знаю, как вы», — вспоминает спортсменка.

— И я не говорю, что мы страдали. Я вообще счастливый человек, я занималась любимым делом, делала то, что мне нравится.

Говоря о важности развития паралимпийского движения, Ольга подчеркивает, что людям с инвалидностью очень сложно в чем-то себя реализовать, и спорт — один из немногих способов это сделать.

А чтобы возможность заниматься любимым делом была и у других спортсменов, 100 тысяч рублей в рамках благотворительной программы «Фонбет» «Ставка на добро» будут переведены в бийскую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.