— Давай определимся: от чего и почему надо защищать?
— Люди в этом мире связаны друг с другом. Если допустимо насилие в отношении одних, то рано или поздно те, кто должен нас защищать, начнут относиться ко всем так же. Ни один человек сейчас не может дать гарантию, что насилие не будет обращено на него. Фраза о том, что сегодня пришли за ними, завтра за вами и скоро не будет тех, кто сможет об этом говорить, она, к сожалению, работает.
Секс-работники сталкиваются с насилием каждый день, и в том числе институциональным насилием со стороны государства, которое сделало все, чтобы увести эту сферу в серую зону.
— Что ты подразумеваешь под насилием со стороны государства?
— Я много лет привожу пример: в Административном кодексе есть наказание за то, что ты перешел дорогу в неположенном месте, или превысил скорость. Административный протокол составляется на месте. А теперь попробуй представить, что вместо этого тебя забирают в отдел полиции, держат там много часов, не дают сообщить родным, что тебя задержали, а дома тебя ждут жена и ребенок. А утром тебя везут в суд, где у судьи лежит составленный полицейскими протокол, и то, что тебя угрозами заставили его подписать, никого не интересует. А после у тебя еще начнут вымогать деньги ежемесячно.
И все это не за преступление, а за административное правонарушение! Статья 6.11, по которой штрафуют за занятия проституцией, административная. Это не уголовное наказание, но этот чертов Административный кодекс, увы, используется той же карательной системой. Эта статья на самом деле открывает очень большую коррупционную ловушку. Уголовных дел по 241-й статье на организаторов борделей возбуждается в год не больше десятка-двух. А до суда, дай бог, если дойдет одно. Понятно, что откупятся. Зато количество задержаний по административной статье зашкаливает. Только в Петербурге в год их порядка тысячи.
— Это правда, что ты активизмом занялась после такого задержания?
— 48 часов в одиночной камере ОВД Петроградского района. По административной статье. Я знаю, о чем говорю.
— Ты два года назад говорила в интервью, что статью 6.11 в 2020 году отменят.
— Мы пытались это сделать, обращались к нескольким партиям. Приводили аргументы, пакет юридических документов передали. В этом году Россия снова отчитывалась перед Комитетом по ликвидации всех форм дискриминации женщин (Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин является органом независимых экспертов, наблюдающих за выполнением государствами — частниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, состоит из 23 экспертов со всего мира. — Т. Б.). И Россия снова получила рекомендации по отмене статьи 6.11. Но я помню прошлый комитет: правительственную комиссию спросили, когда будет принят закон о домашнем насилии. Это происходило в ноябре. И один из членов комиссии ответил: «Он будет принят в декабре». Прошло с тех пор больше четырех лет. Что-то не так в этом государстве.