Я не могу вспомнить свою первую встречу с цирком, и это легко объяснимо. Обычно ведь ребенка ведут в цирк, когда он хоть что-то уже может воспринимать, иначе это бессмысленно. Он впервые тогда все это видит: много света, клоуны, слоны, громко играет музыка. И это для него своего рода шок, откровение. А моя жизнь с самого начала была внутри этого праздника, она была сама по себе цирком, потому что куда еще было меня девать. Конюшни, слоновники, собаки, коробки с реквизитом, бутафорские пистолеты, сабли, парики, грим, артисты — это то, среди чего я буквально появился на свет.
Вообще про цирковых детей так говорят: родился в опилках. Манеж же засыпан опилками. И если ты родился в опилках, вырос в опилках, тебе некуда больше деваться, кроме как навсегда остаться в этих опилках. Среди неотапливаемых гримерок, общежитий, съемных квартир, вокзалов, незнакомых городов и людей. Люди вообще навсегда начинают делиться для тебя на цирковых и нецирковых. Это, может быть, сложно объяснить, но ты сразу это знаешь. Потому что это — принципиально другое отношение к себе и к другим людям. Мир цирка — это вообще прежде всего ответственность за чужую жизнь, потому что здесь ты всегда держишь ее в своих руках. В замке-захвате или на плечах, в лонже или в балансе. Ты всегда за кого-то отвечаешь, точно так же, как кто-то отвечает за тебя.
Знаете, существует такое мнение, что в цирк сложно попасть. Что это такая закрытая штука типа масонской ложи. Да ничего подобного. В цирк очень легко войти, но из него очень сложно выйти. У нас говорят: «Из цирка не уходят — из цирка выносят». Дело тут не в деньгах, пенсии или в чем-то еще. Люди просто всеми силами хотят тут остаться. И униформа, и вахтеры, и контролеры, и ассистенты, и пожарная служба — практически все они бывшие цирковые артисты. Вот этот круг 13-метровый, он очень сильно затягивает, он не отпускает.