В крупнейшей социальной сети России и одной из крупнейших площадок в мировом интернете сменились собственник и руководство. «ВКонтакте» с ежедневной аудиторией в 48 млн человек, до последнего времени была под контролем USM Group Алишера Усманова. В конце 2021 года произошла стремительная консолидация актива в руках «Газпром-медиа» и страховой компании «Согаз» (материнской компанией последней также является «Газпром»). Накануне группа Mail.ru, владеющая «ВКонтакте», объявила о своем ребрендинге — теперь она называется VK по доменному имени и международному бренду своего самого известного продукта.
«ВКонтакте» претендует на статус ключевого ингредиента грядущего «суверенного Рунета», полуизолированного от глобальной сети, поднадзорного и прозрачного для государства национального сегмента интернета. Основная задача, стоящая перед архитекторами Сувернета, заключается в том, чтобы создать работающую альтернативу для YouTube, ежедневная аудитория которого сопоставима с аудиторией «ВКонтакте». Американский видеосервис превратился в последние годы в главную медийную площадку страны. Видеохостинг «ВКонтакте», исторически популярный в России благодаря своей толерантности к пиратскому видео, является вторым по объему аудитории после YouTube.
Для примера: именно на VK Video в контексте импортозамещения предпочитает сейчас вести свои трансляции новое общество «Знание».
После назначения первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко на должность председателя своего наблюдательного совета «Знание» получило 18 млрд рублей финансирования из федерального бюджета. Задача, стоящая перед «ВКонтакте», без сомнения, заключается в том, чтобы в ходе построения Сувернета вытеснить YouTube с внутреннего рынка или, по крайней мере, существенно ограничить его влияние на российское общество.
Новым генеральным директором «ВКонтакте», по данным СМИ, вероятно, будет назначен 38-летний Владимир Кириенко, сын первого замглавы президентской администрации, — а это значит, перед VK теперь стоят задачи поистине государственной важности. После 2016 года Кириенко-младший работал старшим вице-президентом «Ростелекома», крупнейшего российского провайдера, претендующего на роль монополиста в Сувернете. Председателем совета директоров «Ростелекома», 38% акций которого контролируется государством, является Сергей Иванов, в 2007 году конкурировавший с Дмитрием Медведевым за статус преемника Путина на посту президента. Иронично, что Кириенко сменил на посту Бориса Добродеева — сына генерального директора ВГТРК.
Получив контроль над «ВКонтакте» и выставив в качестве фронтмена проекта сына Кириенко, «Газпром-медиа» становится игроком № 1 в Сувернете, интегрирующим все стадии цифрового существования российских граждан — от проводов «Ростелекома» и оборудования, установленного на узлах связи для фильтрации трафика и цензуры, до новейшего отечественного «аналога TikTok» под туманным названием Yappy.
Цифра поставлена российским государством под ружье. Принципиальный вопрос верности принципам Сувернета скреплен династическим наследованием в лице Кириенко-младшего. В этом сюжете государство уже не просто решает свои пропагандистские задачи, но устанавливает принципиально новый порядок вещей, в котором каждый бит информации, прошедший через российские сети, объявляется достоянием РФ и используется для извлечения прибыли в интересах государственных сановников. При этом прибыль извлекается по модели высокотехнологичных западных компаний («передовой иностранный опыт»), но в таких условиях, когда полицейское принуждение полностью заменило конкуренцию.
На прошедшей неделе Роскомнадзор атаковал Tor, попытавшись вывести узлы сети из строя и заблокировать тем самым пресловутые «способы обхода блокировки». Результаты атаки или, скорее, теста новых возможностей российских чиновников фильтровать пользовательский трафик пока не ясны. Параллельно Минцифры предложило западным интернеткомпаниям (в первую очередь, YouTube) платить российским провайдерам за доставку своего трафика потребителям. Платы от потребителей в этой логике уже недостаточно, российские монополисты должны обогащаться дважды — вероятно, под угрозой отключения пользователей от «злостных неплательщиков».
Движение к «китайскому сценарию», в котором 99% пользователей внутри страны пользуется исключительно отечественными цифровыми сервисами, стартовало всерьез.
Вопрос лишь в том, не слишком ли поздно российские власти начали строить собственную Великую цифровую стену.